← к разделу

Кто на фронте кричал –Папа!!!

13.04.2022 | 09:37
Рейтинг новости

 

Эту историю я записал накануне Дня Победы в 1998 году, в местной больнице поселка Белоомут Луховицкого района Московской области. Четверть века назад еще можно было повстречать на своих рабочих местах участников Великой Отечественной войны. Мне порекомендовали поговорить с зубным техником Олегом Филипповичем Лукьяновым. Он, мол, воевал и многое может рассказать.

Олег Филиппович оказался подвижный, улыбчивый, небольшого роста худощавым мужчиной, с пышной копной седых волос. Мы быстро нашли общий язык и он рассказал совершенно волшебную и счастливую историю, каких даже на войне, да и в жизни наверное, почти не бывает. Я написал статью, но услышанное от зубного техника Лукьянова так поразило меня, что забыл поставить свою подпись. Да и верстальщик, зачитавшись, тоже «зевнул». Так этот военный рассказ и пошел в районную газету безымянным. А вчера, перебирая архив, я нашел те пять пожелтевших листочков, напечатанного на машинке текста с моей правкой. Перечитал и снова волнение, как и 24 года назад. Позвонил бывшему главному врачу Белоомутской больницы Елене Владимировне Федоровой, спросил о ветеране Олеге Филипповиче Лукьянове. К сожалению, он ушел из жизни в 2006 году. Светлая ему память! Но копию газетной страницы с фотографиями героя очерка Елена Владимировна мне выслала. И я решил восполнить пробел и еще раз рассказать об удивительных военных приключениях русского солдата.

Вот они.

 

Немецкий диктор громко говорил через линию фронта:

-Русские! У вас утром один солдат кричал «ПАПА!». Ничего! Мы еще вам покажем! Так что «мама» закричите!

 

Наши солдаты улыбались - пропаганда! Она не внушала тревоги. На дворе стоял апрель 1944 года.  До полного разгрома фашистской Германии оставалось чуть больше двенадцати месяцев. У нас за спиной уже множество побед, в том числе под Сталинградом и на Курской дуге. Пропагандой уже ничего нельзя было изменить, хотя случай с криком «папа» был реальный: кричал 19-летний командир взвода ПТР (противотанковые ружья) 1-го стрелкового батальона 914-го стрелкового полка 246-й стрелковой Шумской дивизии, житель Белоомута Московской области Олег Лукьянов.

-Было 7 часов утра, -вспоминает ветеран войны и труда зубной техник белоомутской больницы Олег Филиппович Лукьянов. -Я вышел из землянки в окоп. Навстречу замполит капитан Мирошниченко. Мы с ним поздоровались, обменялись улыбками и вдруг позади капитана я увидел своего отца и со всей силы закричал -Папа!! Утро било тихое, а немцы совсем рядом. Ват они и услышали.

 

Но о пропагандистской реакции противника молодой лейтенант узнал позже, когда вернулся из блиндажа комбата, где по такому случаю для отца и сына накрыли стол. Память о том дне живет в фотографиях, которые сделал для счастливых родственников сын знаменитого летчика Михаила Громова. Того самого Громова, который летал в экипаже Валерия Чкалова. Сын летчика служил фотографом и с аэростата фотографировал передний край немцев для расшифровки укреплений противника. Отец Олега попросил сделать фото на память. Война есть война, а вдруг что... Но судьба была благосклонной и с фронтов Великой Отечественной домой вернулись оба.

 

-Но как же вас нашел отец?- задаю я вопрос Олегу Филипповичу, -Ведь на фронте, в такой гуще людей найти друг друга - невероятная случайность.

-О!  Это конспиративная история,- смеется ветеран. -Когда я был ранен на Курской дуге, то попал в госпиталь, а после в Зарайский 55-ый запасной офицерский полк, где командиром был полковник Дегтярев. Полк располагался в обувной фабрике. Помню, в течение недели мы переносили кирпичи из одного угла двора в другой. Каждый день угол менялся. Это придумал полковник, чтобы мы не сидели без дела. Как-то я улучил момент и позвонил в Белоомут, чтобы обо мне сообщили матери. Она приехала и сказала, что отец тоже на фронте, что она по радио каждый день слушает - где какие бои идут и что ей хочется знать - где же мы воюем.

Молодой, но уже обстрелянный лейтенант додумался как провести военную цензуру и сообщать маме места своего пребывания.  Вот с тех дней и стала получать мать Олега Лукьянова письма с такою припиской в конце:

"Целую тебя. Твой сын Олег Шепетовский"…  Или "Олег Ровненский"… Или "Олег Тарнопольский"…  А в правом или левом углу листка Олег ставил цифру, означавшую насколько левее или правее находилась его часть от данного города. В километрах, естественно.

Так Филипп Васильевич Лукьянов узнал из писем жены, что в40 километрахправее Тарнополя, совсем рядом с его собственной частью, воюет сын Олег. Дальше все было делом техники: через связистов, через особистов отец нашел сына.

-Ну надо же!-хохотал я. -Как вы цензуру обдурили?!

-Да, -смеялся в ответ ветеран.- Надо было в разведку идти служить.

 

Интересно, но судьба подарила Олегу Филипповичу еще одну удивительную встречу.

В тот памятный день 12 июля 1943 года, когда на Курской дуге начался знаменитый встречный танковый бой под Прохоровкой, молоденький командир 1-го взвода роты ПТР 110-й танковой бригады Олег Лукьянов готовился со своим взводом занять места на броне и ринуться в атаку, чтобы вклинившись в ряды противника, десантироваться и бороться с вражескими танками.

Наземной атаке предшествовала воздушная. Над головами наших бойцов пронеслись эскадрильи ИЛ-2 (истребителей танков). Им навстречу кинулись «Мессершмиты». Чтобы отвлечь «мессеров» в воздух поднялись наши Ла-5 («Лавочкины») и завязался воздушный бой.

Вот первый «мессер» задымил и круто пошел вниз под восторженное «Ура-а!!!» наших бойцов, наблюдавших бой. Но! Смотреть некогда - зеленая ракета!_и танковый десант, взревев двигателями, двинулся вперед.

-Неба совершенно не было видно,- буднично рассказывает Олег Филиппович. -Танки горели, как свечи в церкви. Поле под Прохоровкой было ограничено слева железнодорожной насыпью, а справа речкой. Это пространство шириной всего восемь километров было насыщено броней. В этот день мы сожгли 350 немецких танков. Наших тоже сожгли не меньше. Преимущество «Тигров» в лобовой броне было ликвидировано, так как наши маневренные танки по замыслу Ротмистрова вклинились в немецкие ряды и били «Тигров» в бок с 10-15 метров. В три часа дня меня ранило пулей в правую руку…

 

А спустя 53 года, в зубоврачебное кресло Белоомутской больницы сел пожилой человек, московский дачник. Увидев перед собою седого как лунь, но подвижного и энергичного техника Лукьянова, пациент спросил:

-Наверное, воевали?

-Да, под Прохоровкой.

-О! И я тоже,- оживился мужчина. И добавил, -Я там первый немецкий самолет сбил….

Подивившись такому невероятному стечению обстоятельств, когда командир первой эскадрильи авиадивизии Покрышкина встретил свидетеля своего воздушного боя, я поинтересовался у Олега Филипповича - было ли тогда в июле 1943-го ощущение скорой победы над врагом?

-Да, конечно. Было ощущение мощи, силы нашей. Отчасти Сталинград нам дал это. Ну и потом, все же мы знали, например, что у нас в резерве есть 850 танков,  что нас поддерживает с воздуха целая авиадивизия. Под Прохоровкой мы дали немцам понять, что с нами не шутят.

-А где вы встретили День Победы в 1945-ом?

-В Праге. Мы 2-го мая брали Берлин с юга. И тут же пошли на Прагу через Грюнберг,  через Дрезден... И 9-го мая вошли в Прагу. Был чудесный солнечный день,  весна,  зелень, город красивый, и вдруг какая-то  стрельба началась,  а потом по колонне передают - война кончилась! Победа! Тут же все собрались и начали отмечать День Победы.

-Спирт пили?

-Не-ет. Мой солдат, сержант Сашка Агафонов в одном из немецких домов в Праге нашел огромный сундук с коллекционными винами. Но командир мне сказал: «Когда начальство пьет - подчиненные не пьют. Ты, давай,  смотри за порядком».

-Что же, попраздновать не пришлось?

-Да нет, я наткнулся неподалеку на медсанбат. Там девчонки кричат: «Лейтенант! Заходи! Мы празднуем!»

А коллекционного вина так и не попробовали?

-Ну... Как не попробовал… Попробовал. Но я-то особенно вином не увлекался. Мне ж всего двадцать было. Я еще нецелованный был.

 

В середине августа 1993 года в дверь Олега Филипповича постучали. Двое дочерей - обе врачи, работают в Коломне - и зятья категорично сказали:

-Батя! Собирайся. Мы тебе на день рождения (22 августа) делаем подарок. Исполнилось 50 лет прохоровского сражения и мы сейчас едем с тобою туда.

-Конечно, все там изменилось, сколько лет прошло! - рассказывал ветеран, -Но дети очень удивились моему поведению на поле, где был бой. Ты, говорят, папа, будто 18-летним мальчиком стал. А я буквально бегал по знакомым местам, так меня это взволновало. И непохоже было, что мне почти семьдесят...

 

Владимир Мормуль, Коломна

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно#Добродел