История района

Луховицкий район находится в 130 км.  от  г. Москвы на юго-востоке Московской области. Основан Луховицкий район был в 1929 году. Но на территории района у него был древний предшественник - город Перевитск, располагавшийся в 15 километрах к югу-востоку от Луховиц, на берегу Оки. Древний Перевитск упоминается впервые в 1381 году. Город-крепость играл сторожевую роль на порубежье Рязанского княжества, которую со временем утратил.

    Строительство в 70-е годы позапрошлого столетия Московско-Рязанской железной дороги значительно оживило экономику края. И если еще в 30-е годы Луховицкий район представлял собой в основном район сельскохозяйственный, то сегодня его экономику определяет в большей степени промышленное производство, доля которого в общем хозяйстве составляет около 60%.

Административный центр района находится в городе Луховицы. Статус города он получил в 1957 году. Общая площадь Луховицкого района составляет 1341 кв. км, протяженность с севера на юг и с запада на восток – около 50км. Из общей площади земли сельскохозяйственного назначения составляют 59,9 тыс. га, или 44,7%, земли лесного фонда – 40,2 тыс. га, или 30%.

 Луховицкий муниципальный район состоит из 2 городских (Луховицкое и Белоомутское) и 6 сельских поселений (Астаповское, Газопроводское, Головачевское, Дединовское, Краснопоймовское и  Фруктовское). Численнность населения района – 58,8 тыс. человек, из них 46,3% - мужчины, 53,7% - женщины. Трудоспособного населения – 34,5 тыс. человек.

Основу экономики района составляет промышленный комплекс, основными градообразующими предприятиями являются:

 ПК №1 филиал АО «РСК «МиГ» - производство летательных аппаратов, количество работающих 4,2 тыс. человек, объем инвестиций в 2014 году составил приблизительно 1 млрд. руб.

АО «Транснефть – Диаскан»  - внутритрубное диагностирование нефтепроводов, количество работающих 1946 человек, объем инвестиций в 2014 году составил 0,442 млрд.руб и 0,594 млрд. руб.

Так же в Луховицком районе работают предприятия по производству строительных материалов, обрабатывающие производства, пищевая промышленность. В районе имеются значительные запасы природного сырья (песок, глина, известняк, торф), ведется их добыча.

Профильными продуктами предприятий Луховицкого района являются: самолеты, кварцевый песок, металлоконструкции, кирпич, продукция пищевой и кормовой промышленности (мука, хлеб и хлебобулочные изделия, соусы, комбикорма), спецодежда.

Район располагает развитой сетью автомобильных дорог с твердым покрытием протяженностью более 600 км, в том числе территориальные межрайонные автодороги Луховицы – Зарайск,   Луховицы – Городна, Луховицы – Дединово – Сельниково.

Через район проходит федеральная трасса М-5, ведущая на Урал. Автомагистраль имеет федеральное значение. Есть в районе и железная дорога – Московско-Рязанского направления. Планируется строительство тоннеля под железнодорожными путями для проезда автотранспорта, минуя железнодорожные переезды.  Имеется промышленный аэродром.

Важной транспортной магистралью является река Ока, которая делит Луховицкий муниципальный район на 2 части. Моста через Оку на территории района нет, есть три паромные переправы.

По территории Луховицкого района протекает пять рек: Черная, Вобля, Меча, Осетр. Но главной из них считается Ока, которая делит Луховицкий  район на 2 части. Моста через Оку на территории района нет, есть три паромные переправы – в Дединово, Белоомуте и Ловцах.

    Широкой известности района способствует ряд замечательных памятников истории и архитектуры: Казанская церковь в селе Сушково (XVIII век), церковь Рождества Богородицы (XVII век), белокаменная Троицкая церковь (XVII век).

    Если сегодня об истребителях МИГ-29, сходящих со стапелей Луховицкого машиностроительного завода, знает весь мир, то не каждому россиянину известны обстоятельства строительства в селе Дединово в 1669 году первого русского военного корабля "Орел" по повелению отца Петра Первого, царя Алексея Михайловича. Недаром жителям этого села, умело эксплуатировавшим богатства Оки, царским указом разрешалось владеть этой рекой от литовских до рязанских границ.

    Имена многих известных в Российской истории людей связаны с Луховицким краем, это и М. Д. Толстой, и Л. Д. Измайлов, и друг Герцена Николай Огарев, подаривший свободу крестьянам Белоомута еще до отмены крепостного права, это и писатель А. И. Куприн, работавший и отдыхавший в этих краях.

Луховицкий край заставляет вспомнить и времена Золотой орды, и случаи из жизни Ивана Грозного, и царедворцев времен Алексея Михайловича, и Петра Великого, и Елизаветы, и матушки Екатерины. И подавляющее большинство этих историй, бережно хранимых народной памятью, так или иначе связаны с Окой.

    Так например, древнее село Дединово, стоящее на Оке с его тремя уникальными храмами. На располагавшейся возле Троицкого храма верфи, в 1667 году был построен и спущен на воду первый русский военный корабль – 22-пушечный «Орёл». О чем есть историческое свидетельство, записанное в летописи: «Великий Государь, Царь и Великий князь Алексей Михайлович… указал для посылок их Астрахани на Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове…».

    Вместе с оживлением, в последнее время, интереса к истории русского флота, заметно вырос поток туристов в Дединово, а также в соседние с ним тоже древние сёла - Белоомут, Любичи, Ловцы, и др.    Верующие из самых разных концов страны приезжают на «святой источник» в селе Городна.

    Кроме исторических памятников, окрестности Луховиц известны «фанатам» горнолыжного спорта. Они частые гости на трассах возле поселка Фруктовое и села Алпатьево. Любители бардовской песни уже не первый год облюбовали Голубые озера - там регулярно проводятся фестивали «Голубые озёра» и «Бабье лето».

В 2014 году началась работа по созданию туристического кластера «Заокская лента». Главная цель данного направления – сохранение исторического наследия и развитие историко-культурного туризма в Луховицком муниципальном районе Московской области. В частности ведется работа по созданию музейного комплекса «Дединово» на базе Дединовского музея филиала МКУК «Историко-художественный музей».