← к разделу

Луховичане отмечают праздник Крещения

18.01.2019 | 22:42
Рейтинг новости

 

19 января православные России отмечают праздник Крещения Господня, или Богоявления. В этот день Церковь вспоминает событие Крещения Иисуса в реке Иордан в 27 году после Рождества Христова, и явление миру всех трех Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына Иисуса Христа и Бога Святого Духа (отсюда название - "Святое Богоявление").

Этот же православный праздник Крещения Господня связывают с модой - именно модой, а не церковным обрядом, и уж, конечно, не богослужебным чином, и ни в коем случае не церковным Таинством -  окунаться в прорубь. О том, откуда это поветрие пошло, и является ли купание в крещенский мороз обязательным подвигом добродетельного христианина, мы еще поговорим, но сначала о том, что же именно мы отмечаем. Евангелие от Матфея сообщает, что в те дни Иоанн Креститель проповедовал у реки Иордан, призывая народ к покаянию, и весь Иерусалим, вся Иудея выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя свои грехи. Обычай омовения водой для снятия грехов существовал у многих народов, и пророк Иоанн крестил именно так - водой, в покаяние. И вот когда Иисус крестился и вышел из иорданских вод, то, как сказано, Дух Божий, как голубь, "ниспустился на Него", а с небес раздался "глас", глаголющий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Так пророк Иоанн смог узнать, что Крестившийся Иисус и есть Сын Божий - Спаситель. Так миру были явлены все Три Ипостаси Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, возвестившим, что Иисус - Сын Божий, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой - ниспускающийся, как голубь.

Стоит обратить внимание на такой важный момент: Иисус, безгрешный, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим Он опять соединяет Себя с нами, Свою судьбу с судьбой человеческой. Он, безгрешный, погружается в эти воды и так становится ближе нашему греху, нашему падению, нашей человеческой смертности.

Крестясь, Иисус указывает всем нам путь ко спасению: и мы, верующие, принимая Таинство Крещения, тоже идем этим путем. Но когда сейчас, после явления Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это Таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью. Поэтому мы говорим, что крещение - это духовное рождение человека. Крещением человек приобретает возможность иметь жизнь вечную, и этот путь Своим Крещением указал нам Сам Христос.

Вступая в воды реки Иордан, безгрешный, Иисус сообщает воде ее первичную чистоту, Он освящает все водное естество. Именно поэтому воде во время праздника Крещения Господня отведена особая роль. Особая, но не главная - думаю, всем понятно, почему, и Кто в этот праздничный день главный.

В чем же выражается особая роль воды в праздник Крещения? В том, что и в Крещенский Сочельник, и в сам день Крещения, совершается так называемое "великое освящение воды" - великая агиасма ("агиасма" означает "святыня", по-гречески). Великое освящение воды сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово..." Крещенская вода почитается святыней, к ней и относиться надо соответственно, даже пьют крещенскую воду, в отличие от обычной освященной воды - воды "малой агиасмы"  -  только натощак, обязательно с молитвой: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Исключение делается только при внезапно наступившем болезненном состоянии, или для крайне тяжелых больных.

Вот что отмечал святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на день Крещения Господня, произнесенной в 387 г. в Антиохии: "В полночь на этот праздник [Богоявления] все, начерпав воды, приносят ее домой и [затем] хранят ее целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три".

А вот что писал о свойствах святой воды святитель Симеон Солунский: "…вода крещенская - хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу".

Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост. Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов. Вода — начало жизни (Фото: Sergey Goruppa, Shutterstock) Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8). И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15). После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

На фото:  Святой источник Параскевы Пятницы в селе Подлесная Слобода. (Фото 2005 г.) Фото Гахова Геннадия