← к разделу

От героев былых времён не оставят они имён!

14.02.2021 | 18:14
Рейтинг новости

  9 февраля состоялось заседание комиссии по установке мемориальных досок и других  памятных знаков на территории г.о. Луховицы. Оно было посвящено решению вопроса о размещении мемориальной доски на д.3/42 по ул.Жуковского, в котором жили лётчики и штурманы дальней авиации, орденоносцы, участники Великой Отечественной войны.

  До настоящего времени я не получил официального решения комиссии или постановления администрации г.о. Луховицы,  разрешающего установку мемориальной доски, и поэтому представил себе, как могла бы складываться ситуация с увековечением памяти советских воинов-освободителей в некоторых восточноевропейских  странах бывшего соцлагеря и СССР.

  «Не потерплю!» «Разорю!»

  День бургомистра  некоего прибалтийского города был омрачён обращением одного из горожан. В письме предлагалось установить мемориальную доску лётчикам дальней авиации, тем, кто вёл советские самолёты на Берлин, Кёнигсберг, Пиллау, Плоешти. И как раз в год 75-летия победы в Великой Отечественной войне! Впрочем, городское руководство и прежде не уделяло никакого внимания сохранению мемориалов  воинам  Советской Армии.  Не первый год разрушался центральный памятник героям-красноармейцам, неухоженными оставались  братские захоронения. Снести эти знаки памяти и уважения пока было нельзя, поскольку отсутствовали юридические основания, а вот не заниматься их ремонтом под любым видом – это в самый раз.

  Градоначальник был озабочен. Перед ним стояла нелёгкая, но привычная задача – как бы в итоге ничего не сделать,  но и не отказать в просьбе.  При личной встрече с инициатором установки мемориальной доски бургомистр сказал, что всё равно это начинание не будет поддержано, затронув проблему глубоко дотационного городского бюджета.

   Ну что же, инициатор решил попытаться осуществить проект без привлечения средств городского бюджета. 

 Узнав об этом обстоятельстве, бургомистр собирает совещание. Тема одна: любыми способами не допустить установки мемориальной доски.

  Один из его заместителей предложил вариант решения. Постановлением бургомистра будет назначена комиссия, состоящая на 2/3 из муниципальных чиновников и работников муниципальных учреждений. В её состав включили представителя вооруженных сил из местного призывного пункта, учёного и руководителя городского совета ветеранов.  Решение же комиссии принимается большинством голосов, и получается, что даже голос воздержавшегося будет полезен для того, чтобы отклонить предложение.

   В прибалтийской стране бушует безработица, и редкие «муниципалы» найдут в себе мужество проголосовать за установку мемориальной доски, тем более советским лётчикам. Одновременно из-под критики  выводится бургомистр. Ведь он ничего поделать не может. Сам градоначальник, безусловно, не против проекта, но комиссия не рекомендует.

  Заседание первое

После короткой презентации проекта мемориальной доски и места её монтажа представитель магистрата решительно возразил по поводу надписи.

  В предложенном варианте на доске было выгравировано посвящение героям Великой Отечественной войны. Но в прибалтийской стране бойцы и командиры Красной Армии не являются героями, их переименовали в участников Второй мировой войны, ставя на один уровень с  легионерами  СС и прочими «лесными братьями».

  Как ни странно,  данное замечание нашло поддержку у руководителя местного совета ветеранов. Действительно, этому бывшему функционеру КПСС было трудно согласиться на формулировку «герои». В советские времена они были неплохо знакомы с нынешним бургомистром, поднимались по партийной лестнице, а потом грянула независимость, и их нравственная перестройка продолжилась в ином русле.

  Недоумение у руководителя совета ветеранов вызвало посвящение мемориальной доски только пятерым советским военнослужащим. А что делать, если в этом доме жили другие участники войны? Инициатор установки ответил, что таковые ему неизвестны, а в процессе полугодовой волокиты никто из магистрата и местного музея (не оккупации!) их фамилии не указал.

 Положительно оценил сохранение памяти о героях Великой Отечественной ветеран боевых действий в Афганистане. В то время Прибалтика была частью СССР, и значительное количество жителей этих республик прошло через горнило Афганской войны.

На том и разошлись.

Заседание крайнее

   При планировании его проведения в магистрате было решено пригласить сына одного из лётчиков, которому в числе прочих посвящена мемориальная доска. Это было сделано в надежде, что в связи с отношением властей этого города к памяти героев Великой Отечественной войны сын смирится с происходящим, а то и осудит поступки отца. К счастью чиновники обманулись.

  Конечно, не мог вызвать положительной реакции некоторых членов комиссии рассказ сына героя о боевой деятельности отца. Первый его налёт на наступающих немцев в районе Даугавпилса состоялся 22 июня 1941 г. Во время этого боевого рейда могли погибнуть участники войны, сражавшиеся по другую сторону фронта. А когда чиновники узнали, что боевой лётчик был награждён орденами Отечественной войны I и  II ст.,  Красного Знамени (дважды), Красной Звезды, Знак Почёта, представлялся к награждению орденом Ленина, решение было предопределено.

   Представитель местной палаты общественности посчитал, что если установить мемориальную доску между первым и вторым этажами, будет слишком высоко и не видно, а если её опустить, то может последовать акт вандализма, поэтому уж лучше ничего не устанавливать.

  Далее выступил начальник отдела рекламы местного магистрата.  По его мнению, установку на фасаде здания мемориальной доски надо согласовывать со всеми собственниками помещений данного дома. Замечание бывшего собственника одной из квартир, что с ним никто не согласовывал вопроса размещения вывесок магазинов собачьей еды и отбойных инструментов, члены магистрата проигнорировали. Действительно, коммерческая реклама, зазывающая покупателя и приносящая доход, куда важнее для отдельных бюджетов, нежели мемориальная доска.

  Профессор университета пытался возражать, обращая внимание собравшихся, что подобным образом мы сохраняем наше общее прошлое, историю нашего народа. Один из представителей магистрата тоже заметил, что бывая в отдельных городах России, он приятно удивлялся наличию мемориальных досок героям страны в т.ч. и с прибалтийскими фамилиями.

  Заместитель бургомистра был неумолим. В своей речи он выразил опасение, что дети, внуки и правнуки советских ветеранов тоже выступят с инициативой об увековечении памяти их героических отцов, дедов, прадедов. Как после этого он предстанет перед бургомистром? Этак и должность потерять можно.

  К его счастью, он был поддержан руководителем местной ветеранской организации, который поставил под сомнение саму возможность выходить с подобными ходатайствами простых горожан. Правда, его одёрнули, сказав, что мы  хоть и маленькая, но демократическая европейская страна, и любой может внести ходатайство в эту абсолютно независимую от местной власти и объективную комиссию!

  Итог

Предсказуем. Комиссия большинством голосов независимых чиновников решила  отказать в установке мемориальной доски лётчикам Советской Армии.

 Несмотря на то, что информация о результатах заседания комиссии не афишировалась, она  просачивается в местные и российские СМИ. Через несколько дней в свет выходят отечественные таблоиды с критическими статьями и обличающими заголовками:  «Нет глумлению над памятью советских воинов-освободителей», «Не дадим переписать историю».

Им вторит печатный орган местных коммунистов «Прибалтийская правда». 

P. S.

Поскольку в России изложенного выше быть не может, все совпадения невозможны.

Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России.

 

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно