← к разделу

Последний бой майора Михаила Лукина. Рассказ о нашем земляке, уроженце с.Матыра Герое Советского Союза Михаиле Алексеевиче Лукине

08.04.2018 | 17:42
Рейтинг новости

 

Часть Вторая 
(первая часть опубликована на http://луховинь.рф/news/photo/1595.html

В масштабах Великой Отечественной войны редко удается детально восстановить участие отдельных подразделений Красной армии в боевых операциях, особенно это характерно для начального периода боевых действий. Трудно найти документальные свидетельства в архивах, а фотографии мест боев и техники отыскать практически нереально. 
Однако из всякого правила есть исключения. В первом номере журнала «Танкомастер» за 1999 год была опубликована немецкая фотография подбитого танка Т-34-57 с номером 20 на борту. Именно в этой машине свой последний бой вел командир 21-го танкового полка отдельной 21-й танковой бригады (ТБр) Герой Советского Союза майор М.А.Лукин. Фотография эта была сделана 25 октября 1941 года, через несколько дней после героического рейда бригады на захваченный противником Калинин (ныне, г.Тверь). 

После формирования – в бой 

В октябре 1941 года обстановка на Московском направлении осложнилась, враг рвался к столице, до полномасштабного контрнаступления Красной армии необходимо было выиграть время. В бой посылались практически все имевшиеся в распоряжении советского командования войска. 
Так случилось и с 21-й ТБр. Сформированная во Владимире она только на бумаге была танковой, на самом деле танковым был только один полк. Да и тот имел весьма разношерстное вооружение. Из 61 одной боевой машины лишь 19 Т-34-76 вооруженные 76-мм пушками и 10 Т-34-57 с 57-мм пушками ЗиС-4, далее, 20 легких танков БТ (быстроходный танк) различных серий, две огнеметных машины ХТ-26 (химический танк), 10 танков Т-60 вооруженных малокалиберными 20-мм пушками и четыре самоходки ЗиС30, оснащенные 57-мм противотанковыми пушкой. 
В качестве пехотной поддержки бронесилам придавался мотострелковый батальон численностью около 700 человек в составе трех мотострелковых рот, роты противотанковых ружей, батареи противотанковых пушек, зенитной батареи, роты крупнокалиберных пулеметов ДШК, 12 батальонных 82-мм минометов БМ-37. Кроме этого бригаду усилили ротой автоматчиков, взводом разведки, саперным и комендантским взводами. 

13 октября 1941 года на станцию Владимир прибыли эшелоны из Горького и Харькова с новенькими тридцатьчетверками. Остальные танки и автомобили были спешно погружены на платформы и утром 14 октября 21-я ТБр на пяти эшелонах прибыла на Ленинградский вокзал столицы. Приказ был получен незамедлительно – эшелоны направляются в Калинин для укрепления обороны города. Примечательно, что по воспоминаниям начштаба бригады майора Д.Я.Клинфельда у комсостава даже не было карт местности, их получили только в Клину. А на станции Завидово узнали, что Калинин уже занят немцами. Решили выгружаться здесь, но места всем эшелонам не хватило, поэтому последние остановились на станции Решетниково. Вечером 14 октября пошел снег, облачность была низкой и бригаде, при выгрузке удалось избежать обнаружения вражеской авиацией. 
Цели для 21-й ТБр стали неясны – занимать ли оборону или атаковать противника. Прежде всего частям было необходимо пройти незамеченными по берегу Волжского водохранилища – Московского моря и форсировать р.Лама.

Задача, поставленная командованием перед этой небольшой механизированной группой, к тому же не имевшей воздушного прикрытия была явно не выполнимая – уничтожить группировку противника в районе Клина. 

Приказы не обсуждают 

Как следует из боевого донесения №3 от 16.10.1941 г. 21 ТБр к 16.00 этого дня вышла в район Селино-Тургиново и заняла оборону. Причем мотострелки избрали позицию южнее с.Ильинское, а два батальона 21 танкового полка расположились вокруг с.Тургинова. В том же донесении указано, что нашей разведкой установлено движение мотопехоты противника на Калинин, причем особо отмечается наличие четырех машин с противотанковыми пушками. Основываясь на разведданных и предполагая, что основные опорные пункты немцев находятся вдоль Волоколамского шоссе от с.Пушкино до г.Калинина, командование решило атаковать противника силой всего двух таковых батальонов средних танков Т-34 и легких танков Т-60. 
Вероятно, комполка М.А.Лукин справедливо предположил, что броня танков БТ не выдержит огня вражеских противотанковых пушек. Зато их 45-мм пушки могли хорошо послужить при обороне. 
Таким образом, в рейде на Калинин участвовало без малого 30 средних и 8 легких танков, которые поддерживала мотопехота. Атакующие разделились на три группы. Первая, под командованием М.А.Лукина должна была двигаться к Волоколамскому шоссе и выйти к д.Панигино, вторая – ею руководил командир первого батальона 21-го танкового полка капитан М.П.Агибалов наносила удар по с.Пушкино, а третья – старшего лейтенанта И.И.Маковского должна двигаться на Калинин по Тургиновскому шоссе. Таким образом, немцы должны были распылить свои силы, защищаясь от танкового нападения на разных направлениях. 
Ранним утром 17 октября 1941 года начался рейд на Калинин. Танкисты комбата М.П.Агибалова разгромили вражеский штаб в с.Пушкино. Получилось так, что группа М.А.Лукина оказалась в тылу немецких войск и быстро продвигаясь по Волоколамскому шоссе выбрала себе цель – разгром штаба 611-го германского артдивизиона, располагавшегося в д.Трояново. Танк комполка шел в начале колонны. Снаряды основной массы немецких противотанковых пушек не могли пробить толстую, располагавшуюся под рациональными углами наклона броню советской машины. Наиболее уязвимой была ходовая часть Т-34. Очередным выстрелом немцы повредили гусеницу танка Михаила Лукина и он съехал в кювет. Остальные боевые машины должны были продолжать атаку, поэтому рассчитывать приходилось только на собственные силы. Механик водитель – сержант Нененко выбравшись через передний люк, попытался провести ремонт разбитой гусеницы, но под огнем врага это было сделать невозможно. На фотографии, сделанной немцем 25 октября 1941 года видно, что поврежденный танк находится в положении, крайне неудобном для стрельбы. Вести огонь из курсового пулемета невозможно, а сектор обстрела 57-мм пушки и спаренного с ней пулемета серьезно ограничен. Тем не менее, боезапас был израсходован весь. 

Принял огонь на себя 

Есть такое понятие в военном лексиконе. Обычно на себя вызывали огонь собственных орудий красноармейцы, которым угрожала атака противника, а отбиваться было нечем. Тогда бойцы принимали решение погибнуть под обстрелом и унести жизни как можно большего количества врагов. 

Майор Лукин принял единственно правильное решение достойное настоящего командира. Он приказал членам экипажа – механику-водителю Нененко, стрелку-радисту Емельянову и башнеру-артиллеристу Сашкову выбраться через передний люк и бежать к лесу. Сам же, отвлекая внимание немцев, через башенный люк выскочил на броню танка с двумя револьверами, в гимнастерке, на которой сверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза. 
Применить оружие он не успел – был убит пулеметной очередью. Но эти драгоценные секунды позволили остальным членам экипажа спастись. 
Даже мертвым Михаил Лукин был страшен врагам. Германские солдаты сорвали с гимнастерки знаки отличия и ордена, сняли сапоги. Местным жителям оккупанты под страхом смерти запрещали подходить к танку и хоронить погибшего. Только на третью ночь четыре мальчишки из д.Трояново – Николай Кузьмин, Алексей Павлов, Володя Некрасов и Миша Петров смогли похоронить комполка на взгорке р.Каменки. 
Несмотря на гибель командира, танковые группы продолжали наступление на Калинин. Следующей после Троянова была д.Лебедево. На выезде из этого населенного пункта немцы обустроили аэродром. Тридцатьчетверка сержанта Степана Горобца смяла гусеницами два самолета Юнкерс и расстреляла бензохранилище. Ворвавшись на улицы Калинина мощная машина своим весом смяла автоколонну немцев, протаранила легкий танк противника. В результате тарана на время мотор заглох и танк Горобца остановился, но через мгновение Т-34 рванул с места, подмяв под себя не один десяток вражеских солдат и благополучно вырвалась из города. 

В ходе этого рейда был совершен один из редких запечатленных на фотопленке танковых таранов. На Т-34-57 лейтенанта Лущенко выстрелом из противотанковой пушки было повреждено орудие, стрелять стало невозможно, и тогда отважный экипаж направил 30-ти тонную машину на штурмовое орудие противника. На долгое время самоходка лейтенанта Тачински из 660-й батареи штурмовых орудий была выведена из строя. 
Удар советского стального кулака по Калинину был столь неожиданным, что оккупанты не разобравшись взорвали единственный мост через р.Волга и в срочном порядке отозвали с фронта 1-ю танковую дивизию, наступавшую на северо-запад к Вышнему Волочку. Противнику был нанесен серьезный урон. В ходе рейда, по разным данным, было уничтожено более 30 танков, около 200 автомобилей, три десятка орудий, от трех до шестнадцати самолетов, разрушены склады с горючим, разгромлены штабы отдельных соединений. 

Правда и бригада недосчиталась нескольких десятков боевых машин. Из рейда не вернулся 21 танк Т-34 и один Т-60. Были подбиты семь, по другим данным – три танка БТ-7, а остальные требовали ремонта. Противник уничтожил одну самоходку ЗиС-30. Главное были потеряны танковые экипажи, убиты опытные командиры. Через несколько часов после гибели Михаила Лукина его подвиг повторил Герой Советского Союза комбат, капитан, Михаил Петрович Агибалов, он, также как и комполка прикрывал пулеметным огнем отход своего экипажа. Имена этих командиров находятся рядом в списке безвозвратных потерь, вместе их фамилии и в приказе о награждении орденами Ленина, увы, посмертно. 

Оккупация Калинина длилась недолго. Уже 16 декабря 1941 года город был освобожден, а 24 января следующего года тело М.А.Лукина было торжественно погребено площади Ленина. Символично, что в последний путь танкового командира везли на боевой машине – Т-34 с демонтированной башней. 

В заключении хотелось поднять вопрос об увековечении памяти Михаила Алексеевича Лукина. Имя первого героя Советского Союза, родившегося в Луховицком районе, не забыто на малой родине. И всё таки наименования улицы в с.Матыра и мемориальной доски в школе явно не достаточно. Необходимо установить бюст или памятный знак с кратким описанием подвига нашего земляка. Провести на базе Луховицкого историко-художественного музея выставку, посвящённую боевому пути Михаила Лукина, с тем, чтобы её посетило как можно больше школьников. Тогда действительно можно будет сказать, что имя героя не кануло в Лету! 

При написании работы использованы следующие материалы: 
1. Танковый рейд старшего сержанта Горобца. http://www.anaga.ru/reid-gorobtsa.htm 
2. Всем смертям назло. С.М.Флигельман. http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_na_pravom_flan..
3. Калининский рейд героев Халхин-Гола. М.Фоменко, http://warspot.ru/5942-kalininskiy-reyd-geroev-halhin..
4. Советские танкисты в боях за Калинин. А.Супрунов, http://www.karavan.tver.ru/html/n508/article5.php 
5. Опубликованные на сайте МО РФ «Память народа» документы Центрального архива МО РФ. 

Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России. 

На фото: 

Танк Т-34-57 майора Михаила Лукина. 
В п.6 данные о смерти М.А.Лукина 
Оперсводка штаба 21-й танковой бригады на 20.00 16.10.1944 г. 
Схема расположения частей 21-й танковой бригады к 20.00 16.10.1941 г. 
Боевое донесение штаба 21-й танковой бригады 21.00 16.10.1941 г. 
Немецкие солдаты осматривают Т-34 из 21-й танковой бригады, совершившей таран самоходного орудия. 
Мост через р.Волга в Калинине. Один из результатов рейда 21-й танковой бригады. 
Приказ войскам Калининского фронта о награждении №0379 от 23.09.1942 г. 
В п.2 списка награждаемых: майор Лукин Михаил Алексеевич. 

 

#луховицы#луховинь#луховицкийрайон#луховицкийгородскойокруг