← к разделу

Михаилу Алексеевичу Лукину, Герою Халхин-Гола посвящается…

21.06.2017 | 11:25
Рейтинг новости

Этот материал посвящен 110- летию Михаила Алексеевича Лукина - первого из уроженцев Луховицкого района,  кому 17 ноября 1939 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

 Как указано в метрической книге Богословской церкви с.Матыра за 1907 г. 5 (18 по новому стилю) ноября в семье священника Ольгова монастыря Рязанской губернии Алексея Дмитриевича Лопухина и его жены Павлы Андреевны родился сын Михаил.

 В справочной литературе социальное происхождение Михаила Алексеевича Лукина обычно обозначается: «из семьи учителей». Объясняется это тем, что его отец был учителем церковноприходской школы, а происхождение из учительской семьи  вполне подходило для анкетных данных в советское время.

 Детство Михаила выпало на грозовые годы Гражданской войны 1918-1922 гг. Два старших брата ушли воевать в Красной армии, один из них Алексей Алексеевич Лукин, член Всероссийской Коммунистической партии (большевиков) (ВКП (б)) с 1918 г. героически проявит себя в Великой Отечественной войне, но это тема другого рассказа.

А пока всю тяжесть хозяйственной жизни Михаилу пришлось нести наравне с родителями. Тем не менее, самостоятельно освоив курс семилетней школы и сдав экстерном экзамены  в 1927 г. Михаил Лукин поступает в Рязанскую пехотную школу. С  отличием завершив обучение, направляется в Ленинградский военный округ. В 1930 г. оканчивает Ленинградские танковые курсы. Начинается судьба танкиста. Впрочем, в начале 1930-х годов Красная армия не могла похвастать обилием боевых гусеничных машин, но через пятилетку наша страна смогла строить тысячи самых современных танков. 

 

Герой Халхин-Гола

 

«Границу  Монголии, мы будем защищать как свою собственную»

 Так звучал один из тезисов доклада  В.М.Молотова Председателя Совета Народных Комиссаров – руководителя правительства Советского Союза опубликованного 1 июня 1939 года в газете «Правда».

В конце 1930-х годов наша страна была окружена враждебными государствами, наиболее вероятным противником на Дальнем Востоке – являлась империалистическая Япония.                                                                                                                          

29 июля - 11 августа 1938 года у озера Хасан, на границе СССР и оккупированной японцами Кореи произошел вооруженный конфликт. В ходе недолгой необъявленной войны пограничникам и красноармейцам удалось отбросить самураев от рубежей социалистической Родины. Однако  японская военщина имела виды на территорию нашего военно-политического союзника – Монгольской Народной Республики (МНР).

 С начала 1939 года на монгольско-китайской границе, которая с китайской стороны контролировалась японскими войсками, начались провокации. Неоднократно солдаты под знаменем со знаком восходящего солнца вторгались подразделениями по несколько сотен человек на монгольскую территорию. С конца мая над степной территорией в районе реки Халхин-Гол начались воздушные бои. МНР не обладала военной авиацией и небо союзника защищали «сталинские соколы» - летчики советских ВВС.

  Группировка противника постоянно увеличивалась, ее передвижения стали угрожать территориальной целостности Монголии. Красная армия для ответного удара сосредоточила около 57 000 человек и мощный броневой кулак из почти 500 танков различных моделей. Значительная часть бронетехники входила в состав 11-й танковой бригады, которой командовал комбриг Михаил Павлович Яковлев. Он погибнет смертью храбрых в ночь с 11 на 12 июля 1939 года, поднимая в атаку залегших под огнем противника красноармейцев. Танковая бригада состояла из батальонов легких танков БТ -5 и БТ -7 (БТ- быстроходный танк), разведроты, управления бригады и роты боевого обеспечения имевшей на вооружении химические (огнеметные) танки ХТ-26. Кроме этого бригаде были приданы 12 самоходных 76-мм орудий на базе трехосного грузовика ГАЗ-ААА. Вторым батальоном в бригаде командовал капитан Константин Абрамов, начальником штаба был Михаил Лукин.

 БТ-5 и БТ-7 имели тонкую броню толщиной 10-13мм., защищавшую только от пуль и осколков. Главным преимуществом  была скорость. Танк мог передвигаться как на гусеницах разгоняясь до 52км. в час, так и на колесах – до 72 км. в час. Получалось, что у противника не было времени, чтобы подготовить противотанковую оборону. Да и пушка калибром 45-мм была несколько мощнее, чем у зарубежных аналогов.

Баян-Цаганское побоище

Одним из ключевых моментов этой скоротечной военной компании было сражение  2-5 июля у горы Баян-Цаган.

 В первых числах июля японское командование решилось переправиться через р.Халхин-Гол и разгромить части Красной армии и монгольские войска.

 В ночь на 3 июля противнику удалось беспрепятственно навести мосты и перебросить значительные силы пехоты и бронетехники. Сказалась  плохая организация разведки и взаимодействия советских и монгольских войск.

 Чтобы исправить положение командир 1-й армейской группы Г.К.Жуков решил использовать стратегический резерв – 11-ю танковую бригаду.  Комбат Абрамов, понимая, что дело предстоит жаркое, специально выделяет  группу из восьми танков БТ-5 под командование капитана Лукина для переправы на противоположный - восточный берег р.Халхин-Гол с целью наблюдения и возможного рейда по тылам врага. Вероятно, Михаил Алексеевич воевал на командирской «бетешке», которая отличалась наличием радиостанции  с поручневой антенной вокруг башни. Конструкция очень удобная как для собственного десанта, так и для противника – вражеские артиллеристы издалека могли определить командирский танк и били в первую очередь по нему.

 В этот день - 3 июля, 11-я танковая бригада понесла тяжелейшие потери. Из 133 танков было выведено из строя 77, т.е более половины. Значительная масса боевых машин сгорела т.к. они заправлялись пожароопасным авиационным бензином, а японцы широко применяли бутылки с зажигательной смесью, знаменитый «коктейль Молотова».

Первый танковый бой в истории России

 Пришлось повоевать и танкистам Михаила Лукина. Причем им предстояло принять бой с танковыми частями Квантунской армии. Остальная бронетехника 11-й бригады сражалась с пехотой и противотанковой артиллерией противника. Конечно, Михаил Алексеевич без малого десять лет служил в танковых войсках и знал, как обращаться с этими грозными боевыми машинами, но вспомним, что ему противостояли опытные танкисты японской армии, воевавшие не первый год. Самым опасным противником были новые средние танки типа «Чи-Ха». В отличие от   БТ-5, они имели более толстую броню, но были менее быстроходными, а их пушка калибра 57-мм была способна подбить нашу бронетехнику.

Около 10 утра 3 июля группа из восьми наших «бетешек» переправилась без происшествий, но была замечена японцами. В полдень вражеские танки атаковали. Ожесточенный бой продолжался два часа. Управление осложнялось тем, что радиостанции у обеих сторон были не во всех танках  и многое зависело от слаженной работы, профессионализма и взаимовыручки экипажей. В итоге японцы потеряли пять своих гусеничных машин, мы недосчитались трех. Метким выстрелом у одного из танков «Чи-Ха» была сорвана башня, а находившийся в ней командир 3-го танкового полка  Квантунской армии полковник Киетаки Йошимару погиб.  Вечером были подбиты еще два вражеских танка, причем один отбуксирован в расположение советских войск. На следующий день произошло новое столкновение. На сей раз в бою сошлись 11 японских танков и четыре БТ-5. Три наших машины получили повреждения, но самостоятельно добрались до своих позиций, один танк противника был подбит.  Хвастливая пропаганда противника заявила о том, что в ходе боев 3-4 июля  подбито 66 советских танка - 66 из 8 участвовавших в бою.

Исследуя историю танковых сражений можно со значительной долей уверенности утверждать, что танковый бой 3-4 июля 1939 года в районе р.Халхин Гол был действительно первым боем бронированных гусеничных машин в истории отечественных вооруженных сил и руководил этим боем наш земляк Михаил Алексеевич Лукин. Впереди будут грандиозные танковые сражения Великой Отечественной, но начало боев танков против танков было положено в бескрайних степях Монголии.

  На фото: Михаил Алексеевич Лукин,

Танкисты осматривают трофейный танк Тип 95 «Ха-Го» из состава 4-го танкового полка Квантунской армии, захваченный в бою 3 июля 1939 года,

Танки БТ-5 на учениях, 1935 год. На заднем плане видна самоходная установка СУ-12 и командирский танк с поручневой антенной.

 Японские солдаты осматривают захваченный танк БТ-5 из состава 11-й танковой бригады. Июль 1939 года

 Танкисты осматривают трофейный танк Тип 95 «Ха-Го» из состава 4-го танкового полка Квантунской армии, захваченный в бою 3 июля 1939 года

Башня танка Тип 97 «Чи-Ха» командира 3-го танкового полка Квантунской армии полковника Киетаки Йошимару. Машина была уничтожена огнем танков БТ-5 в бою 3 июля 1939 года

                                    Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России. 

 При написании работы использованы следующие материалы:

1. Когтев В.В. http://studydoc.ru/doc/3726992/lukin-mihail-alekseevich---administraciya-luhovickogo

       2.Коломиец М. «Танки на Халхин-Голе. Необъявленная война Сталина», М.: «Яуза» «Эксмо» 2013.