Свое 75-летие отметила Школа лётчиков-испытателей имени А. В. Федотова Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова
В минувшую пятницу в Жуковском торжественно отметили 75-летие Школы лётчиков-испытателей имени А. В. Федотова Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова, выпускники которой долгие годы занимаются испытанием самолётов, производимых на Луховицком машиностроительном (ныне авиационном) заводе
Уникальная отраслевая школа была создана в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20 октября 1947 года. В Советском Союзе мало применяли ныне распространённое слово «элитарность», но об исключительности этой практической и теоретической подготовки высочайшего лётного мастерства свидетельствует количество выпускников ШЛИ. За 75 лет обучение здесь прошло менее 900 человек. Цифра впечатляет, ведь школа готовила кадры для авиапредприятий всех республик Союза, а их в нашей стране было немало. Правда, статистику серьёзно подпортили 1990-е годы, когда на протяжении десятилетия ежегодный набор составлял 3-5 человек. Инструкторский и руководящий состав отличался настоящим профессионализмом, сочетающим стремление к абсолютному знанию технических характеристик различных машин с безупречным владением всеми элементами пилотажа, включающими моментальную способность принимать решения, от которых зависят судьбы десятков, сотен, а в некоторых ситуациях и тысяч людей.
Не забудем, что в 1960-1980-е годы номенклатура отечественных самолётов и вертолётов постоянно увеличивалась, обновлялись средства спасения.
Как вспоминал слушатель пятого выпуска самолётного отделения 1959 года Виктор Иванович Кирсанов, нигде, ни в одном училище, не было такой номенклатуры летательных аппаратов как в ШЛИ. Утром ты мог осуществить полёт на истребителе МиГ-15, затем сесть за штурвал бомбардировщика Ил-28, а завершить полётный день в кабине пассажирского Ли-2. В свои 90 (!) заслуженный лётчик-испытатель СССР В.И. Кирсанов не без гордости причисляет себя к небольшой группе с таким простым названием – школьники. Парадокс, для большинства школьник – это учащийся средней школы, т. е. постигающий азы науки и практики. Для отечественного авиастроения школьник – это лётчик, достигший вершины профессионального мастерства, чувствующий и даже предугадывающий поведение самолёта или вертолёта.
Выпускники и инструкторы ШЛИ преодолели границы воздушной стихии, приняв участие в испытаниях многоразового космического корабля «Буран». В это же время их коллеги отрабатывали взлёт и посадку на палубы боевых кораблей строящегося могучего авианосного флота Советского Союза.
Испытательная работа всегда связана с риском. Неизвестно, как поведёт себя машина на запредельных перегрузках или при заводском браке. Испытатель – первый человек, доказывающий на практике или опровергающий самые смелые теоретические расчёты.
С развитием реактивной авиации средства спасения в виде катапультных кресел совершенствуются, но и они не всегда гарантируют благополучный исход тяжёлых авиационных происшествий. Пилот терпящей бедствие машины ограничен всем понятной обязанностью – увести самолёт от населённых пунктов и спасти зачастую единственный экземпляр летательного аппарата или оборудования на нём. В истории ШЛИ таких примеров немало. Не вернулись из полёта 125 выпускников ШЛИ, четверо слушателей погибли при обучении. Среди последних – Владимир Алексеевич Беспалов, погибший 2 апреля 1981 года вместе с инструктором штурманом-испытателем Владимиром Михайловичем Веретенниковым. Увы, этот скорбный список 4 декабря 2014 года пополнил Сергей Викторович Рыбников, в 2002-2010 гг. работавший на нашем авиазаводе.
Нельзя не согласиться с единственной женщиной – выпускницей школы, лётчиком – космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Светланой Евгеньевной Савицкой, высказавшейся за возобновление в необходимых объёмах финансирования ШЛИ ЛИИ. В настоящее время авиапредприятия оплачивают обучение своих слушателей за счёт собственного бюджета, что несовместимо с предполагаемым возрождением отечественной авиации. Выпуск этого года составляет всего семь человек!!! В 1975 году вместе со Светланой Савицкой школу окончили 18!!!
На протяжении последних трёх десятилетий бывшие республики Советского Союза отказывались от развития собственной авиации в пользу воздушных судов зарубежного производства. Это не могло не сказаться на технических возможностях данных стран и, конечно, на их обороноспособности.
Прекрасным подарком к юбилею стал сборник материалов, включающий фотографии всех 22 выпусков школы, с 1950 по 2022 годы. Этот труд был подготовлен к печати одним из ведущих историков отечественной авиации Андреем Анатольевичем Симоновым.
ШЛИ стала неотъемлемой частью научно-практического потенциала великой авиационной державы – Советского Союза, и без её сохранения и развития невозможно решение задач авиастроительной отрасли современной России.
Дай Бог, чтобы у инструкторов и слушателей ШЛИ ЛИИ количество взлётов всегда совпадало с числом посадок!
Р. S. Для тех, кто уверен, что в Российской Федерации за последние месяцы произошли существенные изменения в отношении к передовым научно-практическим отраслям, в том числе к авиации, замечу, что юбилейное торжество не удостоили своим посещением ни представители оборонного ведомства и профильного министерства, курирующего авиапром, ни чиновники областного правительства и депутаты Мособлдумы, ни члены Федерального Собрания.
Удручает и то, что на мероприятии не было представителей СМИ Луховицкого авиазавода. Видимо 75-летие ШЛИ это не столь значительный информационный повод.
Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России
#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно#Добродел