На Луховицкой земле зарождались польские ВВС
6 августа Луховицкий район посетит делегация в составе 62 человек из польского города Минск-Мазовецкий. Деловой визит приурочен к 70-летию со дня образования в селе Григорьевское польского авиационного полка «Варшава» и «Краков». Делегации из Польши – дорогие и частые гости в Луховицком районе. В 2003 г. поляки участвовали в открытии мемориала памяти авиаполкам в Григорьевском.
Еще в 1941 г. возле села Григорьевское Луховицкого района был образован полевой аэродром. А с 1943-го здесь начали формироваться первые польские авиационные части «Варшава» и «Краков». Именно отсюда свои первые вылеты совершали польские лётчики.
Так, 70 лет назад вместе с формированием на территории СССР I-й польской пехотной дивизии им. Тадеуша Костюшко были воссозданы польские военно-воздушных силы.
Командование ВВС выделило необходимое число лётчиков-инструкторов, технический персонал и пять учебно-тренировочных самолетов УТ-2. Здесь изучали устройство и вооружение самолётов, готовились к полётам. Командиром эскадрильи был назначен капитан Вацлав Козловский – поляк, родившийся в СССР и служивший до этого момента в советских ВВС.
Вскоре было принято решение на базе I-й авиаэскадрильи создать I-й польский истребительный авиаполк. В соответствии со штатом в нём должно было быть 175 человек, в том числе 33 офицера, 123 подофицера и 18 рядовых бойцов. В полк начали прибывать воины, имевшие достаточную авиационную подготовку. Среди них: поручик Тадеуш Вихеркевич – бывший инструктор Демблинской авиационной школы, подпоручики Михал Якубик, Медард Конечный, Валериан Штакгауз и другие. В конце августа в полк стали поступать боевые Яки, и лётчики полка приступили к интенсивной подготовке. Каждому пилоту в полевых условиях было необходимо налетать около 100 часов. Надо было спешить- фронт ждал пополнение.
6 октября 1943 г. постановлением президиума Союза Польских Патриотов в СССР I польскому истребительному авиаполку присваивается почётное наименование «Варшава».
Но не все проходило гладко в обучении польских летчиков. Так, в один из ноябрьских дней 1943 года на занятиях курсантов польского подразделения произошла трагедия. Молодой пилот Рышард Божиковский не справился с боевой машиной и она, вместе со вторым пилотом и инструктором Иван Бондарем перестала повиноваться ведомому лётчику. С аэродрома видели, как самолёт вошёл в штопор и она разбилась в лесу. Похоронили их под оружейный салют на сельском кладбище.
И сегодня на этом кладбище у подножия обелисков, на которых изображены серебристые макеты истребителей, всегда растут цветы. Здесь же находятся могилы советских и польских воинов, погибших при выполнении заданий. А 1 января 1944 г. на аэродроме в Григорьевском полку было вручено боевое знамя. В марте 1944-го здесь началось формирование второго польского полка «Краков».
Командиром полка «Варшава» стал подполковник Иван Талдыкин, участник боёв с белофиннами, кавалер орденов Красной Звезды и Красного Знамени. Вместе с ним лётчики «Варшавы» прошли боевой путь от польской столицы до Пилы, где командир полка погиб в воздушном бою.
В боевых действиях польские авиаполки впервые приняли участие 23 августа 1944 г. В этот день совершила боевой вылет четвёрка истребителей Як-1. Самолёты из полка «Варшава» ничем не отличались от советских. Единственное – на польских машинах были нарисованы бело-красные «шашечки» на бортах фюзеляжа. Это и было первое боевое крещение. Именно о луховицких краях сложили поляки песню «Ока, как Висла, широка…»
Впереди польских авиаторов ждал длинный боевой путь: освобождение Варшавы, Поморского Вала, Балтийского побережья, форсирование реки Одер, участие в окружении и разгроме Берлинской группировки противника. Везде им помогали знания и опыт, полученные в ходе подготовки под руководством советских инструкторов в луховицком селе.
В послевоенные годы полк «Варшава» успешно осваивал новейшую советскую реактивную авиатехнику, обучал и воспитывал молодых истребителей на традициях советских и польских авиаторов, достойно охранял небо над польской столицей.
В зале боевых традиций части в Минске-Мазовецком, что в 40 км от Варшавы, где базируется и сейчас этот элитный полк, висит большая схема боевого пути «Григорьевское–Варшава–Берлин–Минск–Мазовецкий», бережно хранятся сотни фотографий, документов и публикаций, рассказывающих об истории полка и его славных делах.
Делегации из Польши – дорогие и частые гости в Луховицком районе. В 2003 г. поляки участвовали в открытии мемориала памяти авиаполкам. На каменной стеле, где изображен белый самолёт, расположена доска с надписью на русском и польском языках: «В память о формировании польских авиаполков «Варшава» и «Краков» на полевом аэродроме в селе Григорьевском VII.1943-VI.1944».
Все эти годы ветераны и лётчики полка поддерживают тесные связи. Администрация Луховицкого района и в этом году радушно принимает польскую делегацию. 5 августа делегация из польского города Минск-Мазовецкий прибыла в Луховицы. 6 августа утром они совершат экскурсию в Луховицкий историко-краеведческий музей, возложат цветы к памятнику погибшим луховичанам в годы Великой Отечественной войны в Мемориальном парке. Затем, в 11 часов в РДК «Старт» состоится встреча луховичан с польской делегацией. Гости, по традиции, затем посетят село Григорьевское, где возложат цветы к памятникам польским и советским летчикам. В планах польских гостей стоит посещение города Рязани, где также пройдут торжественные и памятные мероприятия.
Геннадий Гахов, фото автора и из архива Луховицкого историко-краеведческого музея