Монтессори-игры или Нескучная сказка для занятой мамы. Автор: Светлана Кононова
Оглавление
1. Жил-был Малыш.. 3
2. На следующее утро.. 6
3. Мишкин рассказ. 10
4. Игры с прищепками (мелкая моторика, координация «глаз-рука»). 12
5. Игры с водой (мелкая моторика, координация «глаз-рука», тактильные ощущения). 12
6. Игры с крупами (мелкая моторика, тактильные ощущения, координация «глаз-рука», барические ощущения). 13
7. Измерялочки (мелкая моторика, математические представления). 14
8. Что во что входит (мелкая моторика, логика, координация «глаз-рука»). 14
9. А что дальше?. 15
Меня зовут Светлана Кононова. Я- я методист онлайн-Школы «Чудо-Чадо», в которой 15 направлений занятий для детей и родителей. За 25 лет профессиональной деятельности в развитии ребенка мной создано более 70 курсов, написано 5 книг.
Самая большая моя любовь-это дошколятки, самые милые и чудесные создания. И я очень счастлива, что я работаю именно в раннем развитии ребенка.
Мои контакты:
- В Контакте: https://vk.com/svetlana__kononova
- Инстаграмм: https://www.instagram.com/svetlana_chudo_chado/
- Электронная почта: metodkabinet@chudo-chado.net
- Скайп: my-chudo-chado
1. Жил-был Малыш
Жил-был Малыш. Да-да, вот такой малыш, который растет и у Вас. И были у Малыша и игрушки, и книжки, которые мама ему читала на ночь, был даже руль, который мигал разными огоньками и гудел. Малыш сначала не играл игрушками (он был совсем маленький), но потом подрос, стал сидеть, ходить и даже бегать и игрушки ему стали интересны.
Но однажды…
Он проснулся, как всегда, утром, но сегодня игрушки его почему-то не увлекали. И решил он пойти… Ну конечно, к маме! Мама взяла его на ручки и играла с ним долго: в Сороку-ворону, в прятки, в кубики и машинки. И они весело катали мячик, строили и рушили башни из кубиков, пока мама не поняла …
Что у нее совсем нет времени больше ни на что, кроме одних и тех же однообразных игр!
«Ай-яй-яй»-, подумала мама. Попробую сегодня выкроить хоть чуток времени, чтобы сделать масочку для лица, почитать книгу и все же начать вязать себе мягкую и теплую шаль. А когда малыш заснет, все же надо на завтра найти подборку новых игр, слишком уж эти надоели… Но когда ребенок подходил и просил поиграть-мама, конечно же играла…
И пришел вечер…
и ничего не изменилось…
Времени по-прежнему хватило только на знакомые
и насквозь надоевшие игры…
Мама сидела на кухне, Малыш уже спал…
Тут послышался шорох и она увидела, как из коробки вылез старый плюшевый мишка с пуговичными глазами.
-Ой! Это мой Мишка! Я с тобой играла, когда была маленькой! Иди ко мне, мой хороший, может, посоветуешь, как быть:
-Играть с ребенком надо - это я понимаю, ребенок так развивается, только вот у меня не хватает фантазии ну совсем ни на что! Искать игры в Интернете можно, но какие же они все нескладные! То к ним игрушки надо особенные, то не пойми что развивают… Да и как в Интернет выйдешь, так два часа как не бывало! Я даже обед сегодня приготовила наспех, а ведь и семью кормить надо вкусной и здоровой пищей! Может, есть волшебное средство, что растянет мои 24 часа ну хоть на часик?
Мама понимала, что такого средства нет…
Мишка взглянул на маму хитрым пуговичным глазком:
-Как ты думаешь, какой прибор в домашнем хозяйстве самый совершенный и многофункциональный?
-Микроволновка? Стиральная машинка? -начала предполагать мама?
Ведь она и варит, и убирает, и готовит, и стирает, и воспитывает ребенка, да еще и на работе хороший сотрудник -вот как много всего умеет женщина!
|
-А вот и нет, -сказал Мишка, -самый совершенный прибор в домашнем хозяйстве - это женщина!
-Ну и как же быть? Не делать что-то из этого? - изумилась мама.
-Ну нет, это все нужно, только подскажу я тебе волшебное средство, которое даст ребенку развитие и новые игры, а тебе - свободное время! -сказал Мишка.
-Няня, что ли? Но это мне не нужно: это и дорого, да и сама я справлюсь лучше любой няни, я ведь своего ребенка знаю лучше, а она-чужой человек!
-Нет, не няня…
Потом Мишка и мама о чем-то долго шептались на кухне и когда мама пошла спать, глаза ее сияли.
2. На следующее утро
Наступило утро
Утро было таким же солнечным, как и вчера, но сегодня он началось по-другому. Малыш проснулся и подумал: Как хорошо! Можно играть! И, конечно же, стал звать маму! Ведь с ней играть интересно!
Мама повела его умываться и тут началось…
В ванной лежали необычные предметы: лейка, две тарелки, поднос, губка. Мама налила немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, старалась перенести воду в другую пустую тарелку.
Мама все свои действия проговаривала:
Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легко и приятно вытереть любую лужу. Сначала показывает мама (собираем губкой или тряпочкой капельки, отжимаем губку над тарелочкой). Затем это упражнения выполняет и малыш. |
-Смотри, у меня губка, я опускаю ее в тарелку, она впитывает воду. Я слегка отжимаю губку и несу к другой тарелочке, а над ней отжимаю! Вот так!
И пока малыш переносил воду, вытирал тряпочкой, мама умылась, сделала массаж лица, нанесла крем и легкий изящный макияж.
Малыш как раз наигрался, они вместе вытерли капельки воды и пошли завтракать. Завтрак прошел быстро, малыш еще был под впечатлением игры с водичкой и после завтрака опять потянул маму в ванную. Но мама достала с полки шкафа красивую коробку, накрытую ярким платком. А под платком оказалось много ярких пластиковых бутылочек с крышками! Мама начала открывать крышечки и снова закрывать их, приговаривая:
-Вот баночка маленькая и крышка у нее маленькая. Я откручиваю, вот так, а теперь закручиваю. А эта баночка большая и красная.
Малыш даже обиделся: ну как это так, сама играет, а мне ведь тоже интересно!
Но мама уже открутила все крышечки и сложила кучкой. А баночки лежали в коробке. Мама отошла и села на диван, но Малыш этого уже не заметил, он вовсю исследовал эти странные емкости, засовывал в них пальчики, накручивал крышечки. А одна крышечка не накручивалась, а откидывалась - это было очень смешно!
Мама читала книгу, и изредка, улыбаясь, поглядывала, как играет малыш. Но вот он закончил и они вместе убрали все бутылочки снова в коробку. Пришло время прогулки. И зачем-то на прогулку мама взяла свою старую скакалку.
На улице малыш побежал к качелям, но увы! На качелях качалась какая-то девочка с бабушкой и согнать их не было никакой возможности.
А мама тем временем достала скакалку и стала что-то с ней делать на земле. Малыш подошел и стал с интересом слушать:
-Вот видишь, какая длинная получилась линия? Я сейчас по ней пройду!
И мама, раскинув руки, как птица, пошла прямо по линии!
Малыш загорелся, ведь он тоже может так летать!
А дальше были изогнутые линии, а потом с мячом в руках, а потом даже с камушком на голове - да, это было здорово! А потом мама сидела на скамейке и делала букет из осенних листьев, а Малыш уже сам был пароходом, который плывет по линии к пристани. Он даже палку взял и рисовал на песке дом для парохода.
Пришло время готовить обед и малыш, в ожидании очередного скучного времени, когда самая главная игрушка-мама будет занята, поплелся домой.
Но раздевшись и вымыв руки он увидел, что на столе, где мама что-то всегда так интересно резала, лежит две доски! И там, где лежит маленькая -стоит его стул!
Мама пригласила Малыша садиться и дала совсем настоящий пластмассовый ножик! А потом положила к себе на доску лист капусты и начала его резать со словами:
-Вот кладу листик и держу его, к доске прижимаю левой рукой. А ножиком вперед-назад, отрезаю кусочек! И кусочек этот, вот сюда в мисочку кладу!
И положила целый капустный лист на досочку к Малышу.
-Это все мне? - глазками спросил Малыш?
Мама улыбнулась и кивнула.
Малыш, конечно, видел, что мама чистила картошку и носиком чувствовал вкусный запах лука, но он был так занят замечательным капустным листиком, что не мог отвлекаться на такие мелочи. Ну вот капустка порезана и, представьте себе, мама кладет ее в настоящий суп!
Когда суп был уже в тарелке, Малыш старался понять, а которая из капустинок та, которую он резал?
Потом он захотел спать и все мысли стали мягкими, как подушка, а потом и вовсе куда-то делись.
После сна продолжалось то же самое: мама снова что-то доставала, и все это было так интересно, что малыш совсем не заметил, как пришел вечер и надо было спать.
А вечером мама опять сидела на кухне и совсем не удивилась, услышав шорох за спиной:
-Ну как, удалось тебе мое волшебство? -спросил мудрый плюшевый мишка, который на своем веку играл со многими детишками, -Получилось у тебя быть свободной и внимательной мамой?
-Да! Но как ты узнал про это? И что мне делать завтра? Ведь снова надо что-то придумывать! Расскажи!
И Мишка рассказал…
3. Мишкин рассказ
Давным-давно жила педагог Мария Монтессори. Она создала стройную систему обучения, когда сама среда учит и развивает ребенка. Для игр подходят самые простые вещи, поэтому и окружить ребенка интересным развивающим пространством может любая мама.
И самый главный девиз этой системы «Помоги мне это сделать самому!». А для мамы очень важно, чтобы ребенок умел сам играть, познавать окружающий мир, делать открытия и воды.
Именно поэтому Мария Монтессори рекомендует при первом внесении игры проводить презентацию: когда мама действует с предметами и поясняет все свои действия. А потом отходит и предоставляет ребенку время поиграть самостоятельно.
При этих играх не бывает беспорядка, поскольку каждая игра считается законченной тогда, когда все убрано и это тоже увлекательно: игрушки не складываются в общую коробку и не достаются все вместе. Ребенок играет во что хочет, но в каждый момент времени это одна игра. И поддерживать порядок легко, поскольку с двух лет начинается период, когда ребенок сам хочет приучиться к порядку и надо просто ему в этом помочь.
Есть и свои правила в этих игах, их озвучила сама Мария Монтессори:
Игры выбирает сам ребенок.
Взрослый не руководит, а наблюдает и предлагает усложнения.
Взрослый не ругает ребенка за результаты экспериментов: экспериментируя, ребенок познает мир.
И Мишка положил перед мамой листочек, на котором было написано:
Идеи Монтессори-игр с ребенком
от Светланы Кононовой
4. Игры с прищепками (мелкая моторика, координация «глаз-рука»)
1. Прицепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их. Особенно забавно, если прищепки на спине, а снимать надо под веселую плясовую музыку.
2. Вырежьте из картона ежика, предложите ребенку надеть ежику «колючки».
3. Прищепки можно цеплять к краешкам банок, мисок, стаканов.
4. На веревку, натянутую от стула к стулу, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
5. Игры с водой (мелкая моторика, координация «глаз-рука», тактильные ощущения)
1. "Рыбалка".
Сделайте удочку – к палочке привяжите веревочку с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.
2. Переливание через воронку.
Нужны 2 емкости с узким горлышком, например, пластиковые бутылки. Из одной бутылки Малыш наливает воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется в пустую бутылку и операция повторяется.
3. Вылавливание шариков.
Набросайте в таз шариков от пинг-понга, а ребенку дайте сито или маленький сачок. Дети обожают вылавливать "рыбок" и складывать их в мисочку.
6. Игры с крупами (мелкая моторика, тактильные ощущения, координация «глаз-рука», барические ощущения)
1. Игра "Уборка"
Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание фасоли или гречки, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи метелочки, губки и совочка - развивающие игры в духе Монтессори.
2. Пересыпание крупы через воронку.
Самое интересное в этой работе - это как зернышки сыплются на дно бутылки с легким шумом. Ребенок готов повторять это снова и снова, чтобы, как завороженный, наблюдать за этим удивительным явлением.
3. Ищем игрушки в миске с фасолью.
Насыпьте в большую миску много фасоли (или другой крупной крупы, которую легко убрать). Закопайте в глубине мелкие предметы, например, игрушки из "Киндер-сюрприза". Детки всех возрастов с восторгом копаются в фасоли, чтобы найти что-то интересненькое. Это еще и повод заняться развитием речи ребенка. "Покажи, что ты нашел? А что это? А какое?" Вы быстро выучите названия животных, которые будут прятаться в миске!
7. Измерялочки (мелкая моторика, математические представления)
1. Измерение веревочкой.
Возьмите любую недлинную веревочку или шнурочек. Это мерка (так ее ребенку и назовите). Сколько мерок в длине стола? А в высоте? Запишите это цифрами или количеством (кружочками, один кружочек-одна мерка). А что больше-длина или высота?
2. Измерение сыпучих веществ
Возьмите любую маленькую емкость (мензурку, кукольную чашку, даже колпачок от лака для волос тоже подойдет) и отсыпьте из большой миски с крупой три стаканчика в одну тарелку. А в другую-четыре. Где больше? А как узнать?
3. Изготовление мукасоли
Пусть ребенок смешает сухие ингридиенты мукасольки сам (с небольшой вашей помощью) и потом сам же отмеряет воду. Замесите соленое тесто и полепите. Это покажет ребенку важность и полезность измерений.
8. Что во что входит (мелкая моторика, логика, координация «глаз-рука»)
Для этих игр понадобятся некрупные яркие предметы и сосуд для вкладывания.
1. Крупные цветные бусины или пуговицы вкладывайте в бутылочку с узким горлышком (можно обычную пластиковую).
2. Возьмите обычный логический куб и вмещайте в его окошечки фигурки от Киндера или небольших животных. Кто сможет пройти в эту дверцу? А кто не сможет, так как слишком велик?
9. А что дальше?
-Да, -сказала мама, так действительно можно развивать ребенка. А уж если организовать само окружающее пространство так интересно и развивательно! Как ты думаешь, Мишка?
Мама оглянулась, но на стуле никого не было, Мишка исчез… Наверно, пошел помогать другому Малышу и другой маме.
И вам стало интересно, как это сделать?
Тогда вам на бесплатную консультацию по теме «Монтессори-среда дома». Запись вот тут (внизу странички):
https://chudo-chado.net/kurs/montessori-igry-kniga/
Мы поговорим о классической Монтессори-среде и принципах ее организации дома. Давайте посмотрим, что говорят мамы о нашей консультации:
Елена Хомель Добрый вечер, Светлана! Про существование методики Монтессори знала давно, но всегда казалось, что технически она не намного проще методики Домана (когда мама занята 24 часа в сутки: сначала подготовка материалов, потом их демонстрация). Потом познакомилась с книгой С.Лупан "Поверь в своё дитя". Её методика хоть и выглядит более практичной и реальной, чем у Домана, но всё же требует переработки многих материалов в русский вариант. Т.е. это уже работа творческая, требует от мамы уйму времени, фантазии, таланта. А как Вы совершенно правильно отметили во время консультации, экономия времени это очень важно, иначе усталая мама.... Никитины кажутся ближе всех к реальности. Я и стараюсь использовать их методику как своего рода стержень. Но, к сожалению, не все никитинские идеи удается реализовать из-за отличающихся условий жизни: и квартира городская, а не частный дом, и детей не 7, а 1, и папа не с таким увлечением относится к развитию своего чада. После Вашей консультации, появилось ощущение, что Монтессори-игры вполне доступны и эффективны. В общем, заинтриговать возможностью получить прикладные знания от ПРАКТИКА и ВСЕГО за 1 ЧАС у Вас получилось! Спасибо Вам большое! |
|
Оксана Бежина Светлана, спасибо Вам за интересный материал. У нас много развивающих игр, но теперь мне предстоит разобраться в том, какие на текущий момент годятся для открытого доступа, а какие поднять повыше. И, конечно, не всегда ребенок настроен на уборку самостоятельно. Моя всегда ждет моей помощи. Попробуем! С уважением, Оксана. |
Мария Лузина Понравилась очень манера изложения материала- спокойная, в доброжелательном тоне- очень располагает к "слушать и слушать". Спасибо большое за консультацию, к методике присматривались давно, а консультация еще настроила заняться этим углубленно.
|
Зарипова Галина До сегодняшнего вечера о методике Монтессори я знала, видела материалы, но даже не предполагала, что практически ЛЮБОЕ занятие можно усложнить, модернизировать, воспроизвести в домашних условиях в минимальными затратами, как денежными, так и пространственными. До Вашей консультации, Светлана, я думала о методике как о дорогой, жестко структурированной, групповой методике. То, что я придумывала для своего сына я не считала особым достижением. Но Вы показали и Монтессори с другой, новой стороны, и мои достижения стали именно ДОСТИЖЕНИЯМИ. Принципы Монтессори - это отдельное спасибо. Так четко разложить специфику игровой деятельности - я еще не видела подобного. Спасибо Вам за новые возможности, за простую логику, за интересный материал. Отдельно "звездочку" за то, что эти игры вы и в своих занятиях используете. Очень заманчивые перспективы. С уважением, Зарипова Галина |
Приготовьте тетрадь и ручку
я научу Вас тонкостям организации Монтессори-среды
и у Вас также возникнет много идей, которые вы запишете и сможете реализовать!
Самое главное в Монтесори-среде это то, что самый ценный мамин ресурс-ВРЕМЯ -остается свободным. Мама-это помощник и наблюдатель, ребенок исследователь и практик. И как Вы думаете, где ребенок получит больше развития: при позиции "обучаемого" или при позиции "исследователя"?
Консультация проходит через Скайп, длительность 1 час.
Что Вы получите от консультации:
Вы сможете играть со своим ребенком полезно и развивательно с минимальными затратами времени
Вы будете использовать одну из самых эффективных методик развития ребенка
Вы сможете без значительных затрат иметь дома полезные пособия и игры
Вы будете всегда чувствовать, что Ваш малыш учится новому
У Вас появится спокойствие и уверенность в том, что Вы делаете для ребенка самое лучшее, именно то, что ему нужно в данный момент
- Мои контакты:
ВК: https://vk.com/svetlana__kononova
Инстаграмм: https://www.instagram.com/Svetlana_chudo_chado/
Запись на бесплатную консультацию: https://chudo-chado.net/kurs/konsultaciya-po-razvitiy..
Скайп: my-chudo-chado
Пишите, задавайте вопросы,-отвечу.
Школа "Чудо-Чадо":
Сайт Школы "Чудо-Чадо": www.chudo-chado.net
ВК Группа Школы "Чудо-Чадо": http://vk.com/chudochado
Игровые недельки: https://chudo-chado.net/kurs/igraj/ - И почта: metodkabinet@chudo-chado.net
#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно