← к разделу

Монтессори-игры или Нескучная сказка для занятой мамы. Автор: Светлана Кононова

20.07.2020 | 19:23
Рейтинг новости

 

Оглавление

1.      Жил-был Малыш.. 3

2.     На следующее утро.. 6

3.     Мишкин рассказ. 10

4.     Игры с прищепками (мелкая моторика, координация «глаз-рука»). 12

5.     Игры с водой (мелкая моторика, координация «глаз-рука», тактильные ощущения). 12

6.     Игры с крупами (мелкая моторика, тактильные ощущения, координация «глаз-рука», барические ощущения). 13

7.     Измерялочки (мелкая моторика, математические представления). 14

8.     Что во что входит (мелкая моторика, логика, координация «глаз-рука»). 14

9.     А что дальше?. 15

 

Меня зовут Светлана Кононова. Я- я методист онлайн-Школы «Чудо-Чадо», в которой 15 направлений занятий для детей и родителей. За 25 лет профессиональной деятельности в развитии ребенка мной создано более 70 курсов, написано 5 книг.

Самая большая моя любовь-это дошколятки, самые милые и чудесные создания. И я очень счастлива, что я работаю именно в раннем развитии ребенка.

Мои контакты:

  1. В Контакте: https://vk.com/svetlana__kononova
  2. Инстаграмм: https://www.instagram.com/svetlana_chudo_chado/
  3. Электронная почта: metodkabinet@chudo-chado.net
  4. Скайп: my-chudo-chado

 

 

1.       Жил-был Малыш

Жил-был Малыш. Да-да, вот такой малыш, который растет и у Вас. И были у Малыша и игрушки, и книжки, которые мама ему читала на ночь, был даже руль, который мигал разными огоньками и гудел.  Малыш сначала не играл игрушками (он был совсем маленький), но потом подрос, стал сидеть, ходить и даже бегать и игрушки ему стали интересны.

Но однажды…

Он проснулся, как всегда, утром, но сегодня игрушки его почему-то не увлекали. И решил он пойти… Ну конечно, к маме! Мама взяла его на ручки и играла с ним долго: в Сороку-ворону, в прятки, в кубики и машинки. И они весело катали мячик, строили и рушили башни из кубиков, пока мама не поняла …

Что у нее совсем нет времени больше ни на что, кроме одних и тех же однообразных игр!

     

«Ай-яй-яй»-, подумала мама. Попробую сегодня выкроить хоть чуток времени, чтобы сделать масочку для лица, почитать книгу и все же начать вязать себе мягкую и теплую шаль. А когда малыш заснет, все же надо на завтра найти подборку новых игр, слишком уж эти надоели… Но когда ребенок подходил и просил поиграть-мама, конечно же играла…

И пришел вечер…
       и ничего не изменилось…
Времени по-прежнему хватило только на знакомые

и насквозь надоевшие игры…

 

Мама сидела на кухне, Малыш уже спал…

Тут послышался шорох и она увидела, как из коробки вылез старый плюшевый мишка с пуговичными глазами.

 -Ой! Это мой Мишка! Я с тобой играла, когда была маленькой! Иди ко мне, мой хороший, может, посоветуешь, как быть:

 

-Играть с ребенком надо  - это я понимаю, ребенок так развивается, только вот у меня не хватает фантазии ну совсем ни на что! Искать игры в Интернете можно, но какие же они все нескладные! То к ним игрушки надо особенные, то не пойми что развивают… Да и как в Интернет выйдешь, так два часа как не бывало! Я даже обед сегодня приготовила наспех, а ведь и семью кормить надо вкусной и здоровой пищей! Может, есть волшебное средство, что растянет мои 24 часа ну хоть на часик?

Мама понимала, что такого средства нет…

Мишка взглянул на маму хитрым пуговичным глазком:

-Как ты думаешь, какой прибор в домашнем хозяйстве  самый совершенный и многофункциональный?

-Микроволновка? Стиральная машинка? -начала предполагать мама?

 

 

Ведь она и варит, и убирает, и готовит, и стирает, и воспитывает ребенка, да еще и на работе хороший сотрудник -вот как много всего умеет женщина!

 

-А вот и нет, -сказал Мишка, -самый совершенный прибор в домашнем хозяйстве - это женщина!

-Ну и как же быть? Не делать что-то из этого? -       изумилась мама.

-Ну нет, это все нужно, только подскажу я тебе волшебное средство, которое даст ребенку развитие и новые игры,  а тебе - свободное время! -сказал Мишка.

-Няня, что ли? Но это мне не нужно: это и дорого, да и сама я справлюсь лучше любой няни, я ведь своего ребенка знаю лучше, а она-чужой человек!

-Нет, не няня…

 

Потом Мишка и мама о чем-то долго шептались на кухне и когда мама пошла спать, глаза ее сияли.

2.       На следующее утро

 Наступило утро

Утро было таким же солнечным, как и вчера, но сегодня он началось по-другому. Малыш проснулся и подумал: Как хорошо! Можно играть! И, конечно же, стал звать маму! Ведь с ней играть интересно!

Мама повела его умываться и тут началось…

В ванной лежали необычные предметы: лейка, две тарелки, поднос, губка.  Мама налила немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, старалась перенести воду в другую пустую тарелку.

 Мама все свои действия проговаривала: 

Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку.

Если же несколько  капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легко и приятно вытереть любую лужу.

Сначала показывает мама (собираем губкой или тряпочкой капельки, отжимаем губку над тарелочкой). Затем это упражнения выполняет и малыш.

-Смотри, у меня губка, я опускаю ее в тарелку, она впитывает воду. Я слегка отжимаю губку и несу к другой тарелочке, а над ней отжимаю! Вот так!

И пока малыш переносил воду, вытирал тряпочкой, мама умылась, сделала массаж лица, нанесла крем и легкий изящный макияж.

Малыш как раз наигрался, они вместе вытерли капельки воды и пошли завтракать. Завтрак прошел быстро, малыш еще был под впечатлением игры с водичкой и после завтрака опять потянул маму в ванную. Но мама достала с полки шкафа красивую коробку, накрытую ярким платком. А под платком оказалось много ярких пластиковых бутылочек с крышками! Мама начала открывать крышечки и снова закрывать их, приговаривая: 

-Вот баночка маленькая и крышка у нее маленькая. Я откручиваю, вот так, а теперь закручиваю. А эта баночка большая и красная.

Малыш даже обиделся: ну как это так, сама играет, а мне ведь тоже интересно!

 Но мама уже открутила все крышечки и сложила кучкой. А баночки лежали в коробке. Мама отошла и села на диван, но Малыш этого уже не заметил, он вовсю исследовал эти странные емкости,  засовывал в них пальчики, накручивал крышечки. А одна крышечка не накручивалась, а откидывалась - это было очень смешно! 

          Мама читала книгу, и изредка, улыбаясь, поглядывала, как играет малыш. Но вот он закончил и они вместе убрали все бутылочки снова в коробку. Пришло время прогулки. И зачем-то на прогулку мама взяла свою старую скакалку.

 На улице малыш побежал к качелям, но увы! На качелях качалась какая-то девочка с бабушкой и согнать их не было никакой возможности.

А мама тем временем достала скакалку и стала что-то с ней делать на земле. Малыш подошел и стал с интересом слушать:

-Вот видишь, какая длинная получилась линия? Я сейчас по ней пройду! 

 

    И мама, раскинув руки, как птица, пошла прямо по линии!

             Малыш загорелся, ведь он тоже может так летать!

 А дальше были изогнутые линии, а потом с мячом в руках, а потом даже с камушком на голове - да, это было здорово! А потом мама сидела на скамейке и делала букет из осенних листьев, а Малыш уже сам был пароходом, который плывет по линии к пристани. Он даже палку взял и рисовал на песке дом для парохода.

 Пришло время готовить обед и малыш, в ожидании очередного скучного времени, когда самая главная игрушка-мама будет занята, поплелся домой.

 Но раздевшись и вымыв руки он увидел, что на столе, где мама что-то всегда так интересно резала, лежит  две доски! И там, где лежит маленькая -стоит его стул! 

Мама пригласила Малыша садиться и дала совсем настоящий пластмассовый ножик! А потом положила к себе на доску лист капусты и начала его резать со словами: 

-Вот кладу листик и держу его, к доске прижимаю левой рукой. А ножиком вперед-назад, отрезаю кусочек! И кусочек этот, вот сюда в мисочку кладу!

     И положила целый капустный лист на досочку к Малышу.

-Это все мне? - глазками спросил Малыш?

Мама улыбнулась и кивнула.

 Малыш, конечно, видел, что мама чистила картошку и  носиком чувствовал вкусный запах лука, но он был так занят замечательным капустным листиком, что не мог отвлекаться на такие мелочи. Ну вот капустка порезана и, представьте себе, мама кладет ее в настоящий суп!

Когда суп был уже в тарелке, Малыш старался понять, а которая из капустинок та, которую он резал?

Потом он захотел спать и все мысли стали мягкими, как подушка, а потом и вовсе куда-то делись.

После сна продолжалось то же самое: мама снова что-то доставала, и все это было так интересно, что малыш совсем не заметил, как пришел вечер и надо было спать.

А вечером мама опять сидела на кухне и совсем не удивилась, услышав шорох за спиной:

-Ну как, удалось тебе мое волшебство? -спросил мудрый плюшевый мишка, который на своем веку играл со многими детишками, -Получилось у тебя быть свободной и внимательной мамой?

-Да! Но как ты узнал про это? И что мне делать завтра? Ведь снова надо что-то придумывать! Расскажи!

И Мишка рассказал…

3.       Мишкин рассказ

 

Давным-давно жила педагог Мария Монтессори. Она создала стройную систему обучения, когда сама среда учит и  развивает ребенка. Для игр подходят самые простые вещи, поэтому и окружить ребенка интересным развивающим пространством может любая мама.

И самый главный девиз этой системы «Помоги мне это  сделать самому!». А для мамы очень важно, чтобы ребенок умел сам играть, познавать окружающий мир, делать открытия и воды.

Именно поэтому Мария Монтессори рекомендует при первом внесении игры проводить презентацию: когда мама действует с предметами и поясняет все свои действия. А потом отходит и предоставляет ребенку время поиграть самостоятельно.

При этих играх не бывает беспорядка, поскольку каждая игра считается законченной тогда, когда все убрано и это тоже увлекательно: игрушки не складываются в общую коробку и  не достаются все вместе. Ребенок играет во что хочет,  но в каждый момент времени это одна игра. И поддерживать порядок легко, поскольку с двух лет начинается период, когда ребенок сам хочет приучиться к порядку и надо просто ему в этом помочь.

Есть и свои правила в этих игах, их озвучила сама Мария Монтессори:

    Игры выбирает сам ребенок.

     Взрослый не руководит, а наблюдает и предлагает усложнения.

Взрослый не ругает ребенка за результаты экспериментов: экспериментируя, ребенок познает мир.

 

И Мишка положил перед мамой листочек, на котором было написано:

Идеи  Монтессори-игр с ребенком
 
от Светланы Кононовой

4.       Игры с прищепками (мелкая моторика, координация «глаз-рука»)

 

1. Прицепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их. Особенно забавно, если прищепки на спине, а снимать надо под веселую плясовую музыку.

2. Вырежьте из картона ежика, предложите ребенку надеть ежику «колючки».

 

3. Прищепки можно цеплять к краешкам банок, мисок, стаканов.

4. На веревку, натянутую от стула к стулу, повесьте кукольную одежду, платочки,   закрепите их прищепками.

5.       Игры с водой (мелкая моторика, координация «глаз-рука», тактильные ощущения)

1. "Рыбалка".

Сделайте удочку – к палочке привяжите веревочку с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

 2. Переливание через воронку.

Нужны  2 емкости с узким горлышком, например, пластиковые бутылки. Из одной бутылки Малыш наливает воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется в пустую бутылку и операция повторяется.

3. Вылавливание шариков.

 Набросайте в таз шариков от пинг-понга, а ребенку дайте сито или маленький сачок. Дети обожают вылавливать "рыбок" и складывать их в мисочку.

 

6.       Игры с крупами (мелкая моторика, тактильные ощущения, координация «глаз-рука», барические ощущения)

 

1. Игра "Уборка"

Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.     Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание фасоли или гречки, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи метелочки,  губки и совочка - развивающие игры в духе Монтессори. 

2. Пересыпание крупы через воронку. 

Самое интересное в этой работе - это как зернышки сыплются на дно бутылки с легким шумом. Ребенок готов повторять это снова и снова, чтобы, как завороженный, наблюдать за этим удивительным явлением.

3. Ищем игрушки в миске с фасолью.

 Насыпьте в большую миску много фасоли (или другой  крупной крупы, которую легко убрать). Закопайте в глубине мелкие предметы, например, игрушки из "Киндер-сюрприза". Детки всех  возрастов с восторгом копаются в фасоли, чтобы найти что-то интересненькое. Это еще и повод заняться развитием речи ребенка. "Покажи, что ты нашел? А что это? А какое?" Вы быстро выучите названия животных, которые будут прятаться в миске!

7.          Измерялочки (мелкая моторика, математические представления)

 

1. Измерение веревочкой.

Возьмите любую недлинную веревочку или шнурочек. Это мерка (так ее ребенку и назовите). Сколько мерок в длине стола? А в высоте? Запишите это цифрами или количеством (кружочками, один кружочек-одна мерка). А что больше-длина или высота?

2. Измерение сыпучих веществ

Возьмите любую маленькую емкость (мензурку, кукольную чашку, даже колпачок от лака для волос тоже подойдет) и отсыпьте из большой миски с крупой три стаканчика в одну тарелку. А в другую-четыре. Где больше? А как узнать?

3. Изготовление мукасоли

Пусть ребенок смешает сухие ингридиенты мукасольки сам (с небольшой вашей помощью) и потом сам же отмеряет воду. Замесите соленое тесто и полепите. Это покажет ребенку важность и полезность измерений.

8.       Что во что входит (мелкая моторика, логика, координация «глаз-рука»)

Для этих игр понадобятся некрупные яркие предметы и сосуд для вкладывания.

1.  Крупные цветные бусины или пуговицы вкладывайте в бутылочку с узким горлышком (можно обычную пластиковую).

2. Возьмите обычный логический куб и вмещайте в его окошечки фигурки от Киндера или небольших животных. Кто сможет пройти в эту дверцу? А кто не сможет, так как слишком велик?

9.       А что дальше?

-Да, -сказала мама, так действительно можно развивать ребенка. А уж если организовать само окружающее пространство так интересно и развивательно! Как ты думаешь, Мишка?

Мама оглянулась, но на стуле никого не было, Мишка  исчез… Наверно, пошел помогать другому Малышу и другой маме.

И вам стало интересно, как это сделать?

Тогда вам на бесплатную консультацию по теме «Монтессори-среда дома». Запись вот тут (внизу странички):

https://chudo-chado.net/kurs/montessori-igry-kniga/

Мы поговорим о классической Монтессори-среде и принципах ее организации дома. Давайте посмотрим, что говорят мамы о нашей консультации: 

Елена Хомель

Добрый вечер, Светлана!

Про существование методики Монтессори знала давно, но всегда казалось, что технически она не намного проще методики Домана (когда мама занята 24 часа в сутки: сначала подготовка материалов, потом их демонстрация).

Потом познакомилась с книгой С.Лупан "Поверь в своё дитя". Её методика хоть и выглядит более практичной и реальной, чем у Домана, но всё же требует переработки многих материалов в русский вариант. Т.е. это уже работа творческая, требует от мамы уйму времени, фантазии, таланта. А как Вы совершенно правильно отметили во время консультации, экономия времени это очень важно, иначе усталая мама....

Никитины кажутся ближе всех к реальности. Я и стараюсь использовать их методику как своего рода стержень. Но, к сожалению, не все никитинские идеи удается реализовать из-за отличающихся условий жизни: и квартира городская, а не частный дом, и детей не 7, а 1, и папа не с таким увлечением относится к развитию своего чада.

После Вашей консультации, появилось ощущение, что Монтессори-игры вполне доступны и эффективны.

В общем, заинтриговать возможностью получить прикладные знания от ПРАКТИКА и ВСЕГО за 1 ЧАС у Вас получилось! 

Спасибо Вам большое!

 

 

Оксана Бежина

Светлана, спасибо Вам за интересный материал. У нас много развивающих игр, но теперь мне предстоит разобраться в том, какие на текущий момент годятся для открытого доступа, а какие поднять повыше. И, конечно, не всегда ребенок настроен на уборку самостоятельно. Моя всегда ждет моей помощи. Попробуем!

С уважением, Оксана.

 

 

Мария Лузина

Понравилась очень манера изложения материала- спокойная, в доброжелательном тоне- очень располагает к "слушать и слушать". Спасибо большое за консультацию, к методике присматривались давно, а консультация еще настроила заняться этим углубленно.

 

 

Зарипова Галина

До сегодняшнего вечера о методике Монтессори я знала, видела материалы, но даже не предполагала, что практически ЛЮБОЕ занятие можно усложнить, модернизировать, воспроизвести в домашних условиях в минимальными затратами, как денежными, так и пространственными.

До Вашей консультации, Светлана, я думала о методике как о дорогой, жестко структурированной, групповой методике.

То, что я придумывала для своего сына я не считала особым достижением. Но Вы показали и Монтессори с другой, новой стороны, и мои достижения стали именно ДОСТИЖЕНИЯМИ.

Принципы Монтессори - это отдельное спасибо. Так четко разложить специфику игровой деятельности - я еще не видела подобного.

Спасибо Вам за новые возможности, за простую логику, за интересный материал. Отдельно "звездочку" за то, что эти игры вы и в своих занятиях используете. Очень заманчивые перспективы.

С уважением, Зарипова Галина

Приготовьте тетрадь и ручку

я научу Вас тонкостям организации Монтессори-среды

и у Вас также возникнет много идей, которые вы запишете и сможете реализовать!

Самое главное в Монтесори-среде это то, что самый ценный мамин ресурс-ВРЕМЯ -остается свободным. Мама-это помощник и наблюдатель, ребенок исследователь и практик. И как Вы думаете, где ребенок получит больше развития: при позиции "обучаемого" или при позиции "исследователя"?

Консультация проходит через Скайп, длительность 1 час.

Что Вы получите от консультации:

 Вы сможете играть со своим ребенком полезно и развивательно с минимальными затратами времени

 Вы будете использовать одну из самых эффективных методик развития ребенка

 Вы сможете без значительных затрат иметь дома полезные пособия и игры

 Вы будете всегда чувствовать, что Ваш малыш учится новому

 У Вас появится спокойствие и уверенность в том, что Вы делаете для ребенка самое лучшее, именно то, что ему нужно в данный момент

Записаться на консультацию! 

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно