← к разделу

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Луховицкой городской прокуратуры главе городского округа Луховицы Барсукову В.Н.

14.01.2019 | 21:56
Рейтинг новости

Прокуратура Российской Федерации               

Прокуратура Московской области

 Луховицкая городская прокуратура

пер. Советский, д. 3, г. Луховицы, Московская область, 140501

Московская область, 1405011

 

Главе городского округа Луховицы Московской области Барсукову В.Н.

ул. Советская, д.5, г. Луховицы,

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

в порядке ст.24 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» об устранении нарушений законодательства в сфере организации питания несовершеннолетних в дошкольных образовательных организациях

Луховицкой городской прокуратурой проведена проверка соблюдения МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 8 «Ладушки» законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, в части соответствия организации: питания детей в дошкольном образовательном учреждении санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с ч.ч. .1,2 ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья; в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно ч.1 ст.45 Конституции Российской Федерации, государственная защита, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется;

Согласно ч.ч. 1,2 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития; дети независимо от семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.

В силу 4.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не-могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п. 15 части 3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЭ «Об образовании в |Российской Федераций», создание необходимых условий для; охраны и ; укрепления здоровья, организации питания обучающихся относится к компетенции образовательной организации.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. ;28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия содержания обучающихся в. соответствии с установленными нормами, обеспечивающим}; их жизнь и здоровье, и несет ответственность в установлено законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье учащихся.

В соответствии с п.п.2, 8, 10 части 1, п.п.2,3 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана [здоровья • обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, при этом образовательные организации обязаны создавать условия для охраны здоровы: обучающихся и обеспечить проведение санитарно-гигиенических, профилактических и I оздоровительных мероприятий, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования; I при организации питания в дошкольных образовательных организациях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

Согласно части 1 ст;2, части 1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-Ф8 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством                выполнения санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; в образовательных организациях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу части 3 ст.;39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.       

На охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию, оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях направлены «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима |работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049f 13, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (далее СанПиН 2.4.1.304943).

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к организации питания детей, в целях сохранения и укрепления их здоровья.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, санитарные правила являются обязательными для исполнения дошкольными образовательными организациями.

В ходе проверки установлено, что МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 8 «Ладушки» нарушены вышеуказанные нормы законодательства и требования, предусмотренные п.п. 8.1, 13.1 и приложения 4, 13.2, 13.3, 13.10, 13.18,13.20, Н.1, 14.2, 14.4, 14.5, 14.6, 14.15, 14.17, 14.23, 14.24, 15,5, 15.6, 15.7, 15.9, 15.13, 17.6, 17.18 СанПиН 2.4.1.3049-13:

-                     не проводится очистка ; вентиляционных решеток на пищеблоке, все расположенный над плитой вентиляционные решетки грязные покрыты налетом пыли и копоти;

-                     для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов не предусмотрена моечная ванна;

-                     холодный цех, где проводится приготовление салатов, не оборудуется бактерицидной установкой для обеззараживания воздуха; бактерицидная лампа используется на пищеблоке не в соответствии с инструкцией по эксплуатации, не выдерживается время ее работы;

-                     посуда с маркировкой для сырой и готовой продукции хранится совместно, что не исключает возможности контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов;

-                     в шкафу для хранения хлеба находятся весы для сырой продукции;

-                     не выделена отдельная посуда для кипячения молока;

-                     на пищеблоке находится кухонная посуда, не имеющая маркировки, кроме

того, используется много посуды с повреждениями эмали, сковорода для приготовления сырников со слоем копоти на внутренних стенках, ржавые терки;

-                     вторые  блюда на раздаче выдаются в открытых емкостях, не имеющих маркировки, тогда как пищана раздаче должна выдаваться в маркированной посуде, накрытой крышками;

-                     стол для приготовления теста не промаркирован;

-                     чистая кухонная посуда хранится на стеллажах на высоте менее 0,35 м от пола;

-                     пищевые отходы с пищеблока собираются в ведра, не накрытые крышками;

-                     не проводится входной контроль поступающей продукции (на столе, после

приготовления салата отобран 1 кг испорченных помидоров);        

-                     не имеется документов на соленые огурцы, удостоверяющих их качество и безопасность, на таре отсутствует маркировка, установить производителя и сроки годности не представляется возможным;

-                     нарушена целостность полиэтиленовых мешков, в которых хранится компотная; смесь из сухофруктов, маркировочные ярлыки отсутствуют, сведений о производителе, составе, сроках и условиях хранения не имеется, вместо ярлыка к мешкам прикреплен лист формата А-4 с надписью от руки «детский сад;№8 «Ладушки»;

-                     пищевые продукты хранятся не в соответствии с условиями хранения и сроками  годности, установленными предприятием-изготовителем (в холодильнике, где хранятся куры, установлена температура -7 С0 при предусмотренной производителем и указанной на упаковке температуре хранения -18 С°);

-                     в складском помещении для хранения сухих сыпучих продуктов не используется прибор для измерения температуры и влажности воздуха, на складе для сыпучих продуктов температура хранения печенья +6 С0 при предусмотренной поставщиком на упаковке температуре хранения 18-+3 С0;

-                     мороженые ягоды (вишня) китайского производителя хранятся не в упаковке поставщика, а в расфасованных вручную пакетах, тогда как хранение продуктов в холодильных и морозильных камерах должно осуществляться в таре производителя, в таре поставщика или в промаркированных емкостях;

-                     масло сливочное хранится без упаковки, что категорически запрещено, поскольку юно |должно храниться в заводской таре или брусками, завернутыми в пергамент, в лотках;

-                     крупа, мука, макаронные изделия хранятся на стеллажах вплотную к стене, тогда как их хранение должно: осуществляться на расстоянии не менее 20 см от стены;

-                     нарушен режим хранения овощей, картофель и капуста хранятся в условиях повышенной влажности в деревянном ветхом сооружении, пристроенном к зданию детского сада, капуста свалена вперемежку с картофелем (должна храниться I на отдельных стеллажах), сверху на них складированы веники, метлы, лопаты и другой инвентарь, предназначенный для уборки территории; здесь же находится таз без' крышки наполненный мукой, часть которой высыпана на овощи и на землю, данная мука без маркировки, со слов работников детского сада принадлежит одной из сотрудниц; маркировочные ярлыки на овощах отсутствуют, тогда как должны сохраняться до окончания реализации продукции;

-                     контроль за температурой выдаваемых блюд не проводится, термометры для измерения; температуры готовых блюд не использовались, документов по эксплуатации термометров не имеется;

-                     заправка салатов проводится не непосредственно перед раздачей, приготовление салата производится на столе готовой продукции у раздаточного окна;

-                     масса порционных блюд не соответствует выходу блюд, указанных в меню, занижены объемы фактически выдаваемых вторых блюд (Порция выдаваемого детям блюда «ленивые голубцы» весит 190 гр, вместо предусмотренных 230 гр.,

объем выдаваемого детям шницеля мясного рубленого составляет 70 гр, вместо предусмотренных 80 гр);

-                     суточная проба оставлена |не в полном объеме, объем порционного блюда «котлета» в соответствии с меню составляет 60 гр, тогда как в суточной пробе ее вес - 50 гр. ;

-                      приготовление готовых блюд (голубцы ленивые) проводится не в соответствии с технологической картой;

-                      имеет |место повторение блюд в 10-дневном примерном меню (пюре картофельное два дня подряд, блюда из творога через день, яблоки каждый день, кофейный напиток с молоком каждый день, компот из сухофруктов каждый день, печенье через день), тогда как повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается; |

-                     в состав завтрака не включаются каши, запеканки, творожные и яичные блюда, завтрак однообразен, в него ежедневно включены молочные супы и кофейный напиток с молоком, что является недопустимым;

-                     в примерном меню не предусмотрено ежедневное использование в питании детей кисломолочных напитков;

-                     выход блюд: в меню-раскладке не соответствует технологической карте и сборнику рецептур;

-                     в ряде случаев ежедневное меню не содержит объемов порций блюд, зачастую в ежедневном меню не указывается второй завтрак (фрукты, сок);

-                     все холодильное оборудование со следами ржавчины, грязное, своевременно не моется, режим генеральных уборок не выполняется;

-                     на пищеблоке присутствуют тараканы, при этом мероприятия по дезинсекции не организованы, договор со специализированной организацией не заключался, ввиду отсутствия денежных средств, тогда как в дошкольной образовательной организации  должны проводиться профилактические мероприятия, исключающие проникновение насекомых.

В силу п.20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, руководитель дошкольной образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает доведение содержания правил до работников учреждения, выполнение требовании санитарных правил всеми работниками учреждения, организацию необходимых условий для Соблюдения санитарных правил, организацию мероприятий по дезинфекции; дезинсекции и дератизации.

Таким образом, ненадлежащая организация питания детей руководителем ДОУ привела к многочисленным нарушениям подчиненными сотрудниками требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии с п.13 части 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относится к вопросам местного значения городского округа.

Деятельность органов местного самоуправления по вышеуказанным вопросам осуществляет Муниципальное казенное учреждение городского округа Луховицы Московской области «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений», видами деятельности которого, в соответствии с п.п. 2.2.20, 2,2.21, 2.2,22, 2.2.23, 2.2.24 Устава муниципального казенного учреждений городского округа Луховицы Московской области

-                     Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений», утвержденного постановлением администрации городского округа Луховицы Московской области от 07,08.2018 №: 1896, являются: заключение договоров с

поставщиками на поставку продуктов питания для муниципальных образовательных организаций; подготовка заявок на поставку поставщиками продуктов питания; контроль и проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продуктов питания, поставляемых в муниципальные образовательные организации; разработка и утверждение примерных меню питания для муниципальных образовательных организаций городского округа Луховицы Московской области; при организации питания контроль соблюдения утвержденного  меню (по выходу порций, колорийности, разнообразию).

Вышеуказанным учреждением ненадлежащим образом осуществляются предусмотренные Уставом виды деятельности: поставляемые в МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 8 «Ладушки» продукты питания не всегда соответствуют стандартам качества и безопасности (от поставщика поступают неспелые, бананы, вследствие чего приходится производить их замену в меню, так как в предусмотренный день давать их детям невозможно; к моменту приготовления блюд часть поступивших помидоров портится и не пригодна для использования компотная смесь из сухофруктов поступает в детский сад в поврежденной таре, без маркировочных ярлыков, сведения о производителе, сроках годности и условиях хранения отсутствуют; заключаются; договоры на поставки ягод производства Китай, при этом на упаковке поставщика нет сведений о дате урожая, о конкретном производителе, его адресе, сроках и условиях хранения, аналогичная ситуация и с курагой производства               Таджикистан; не рассматривается возможность поставки ягод отечественного производителя); в ряде случаев нарушаются сроки поставки продуктов питания (в день проверки предусмотренные меню бананы детям не давались, в связи с отсутствием поставки, и были заменены яблоками, которыми кормили детей на второй завтрак три дня подряд, что в соответствии с санитарными правилами недопустимо); десятидневное меню в ДОУ скудное и однообразное, неоднократно  допускается повторение одних и тех же блюд, напитков, фруктов, в питании ежедневно не используются кисломолочные продукты, необходимые детям.

Контроль за организацией питания, за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока в образовательных учреждениях, возложенный в соответствий с утвержденной директором МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений»  04.05.2018 должностной инструкцией на главного ; специалиста Хнычеву В.А.  осуществляется ненадлежащим образом, проверки работы пищеблока и выполнения  норм питания  в| МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 8 «Ладушки» проводились поверхностно, акт о проведенной проверке в октябре 2018 года до настоящего времени ДОУ не пoлучен.

Отсутствие контроля со стороны органа местного самоуправления привело к допущению в детском саду многочисленных нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства.

Ранее, в представлении на имя главы городского округа Луховицы, внесенной прокуратурой по итогам проверок организации питания учащихся в школах, недостатки в работе Хнычевой В.А. были указаны, однако должных выводов сотрудником не сделано.

Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудниками МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 8 «Ладушки» и Муниципального казенного учреждения городского округа Луховицы Московской области «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений» в сфере организации питания детей ведет к снижению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия несовершеннолетних и создает угрозу их жизни и здоровью, что является недопустимым.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.6, 24 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:                                                           

  1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление в течение месяца со дня его внесения, принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих.
  2. Рассмотреть представление с участием прокурора, предварительно уведомив о месте и времени рассмотрения.
  3. Решить вопрос о привлечении лиц, виновных в вышеуказанных нарушениях законодательства, к установленной законом дисциплинарной ответственности.
  4. О результатах принятых мер сообщить Луховицкому городскому прокурору в письменной форме в месячный срок с момента внесения настоящего представления с приложением копий приказов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

И.о. городского прокурора старший советник юстиции М.Г.  Сурмило