Жители юго-востока Подмосковья 30 ноября автопробегом отметили 83-ю годовщину Московской битвы, проехав по части маршрута движения 9-й танковой бригады
Тревожные дни переживали жители Коломны, Зарайска, Серебряных Прудов, сёл и деревень, расположенных по Оке и её притокам, в конце ноября 1941 года. Никаких серьёзных естественных препятствий для продвижения немецко-фашистских войск до берегов Оки не было. Хорошо укреплённая линия обороны также отсутствовала. Войск не хватало даже на организацию сплошной линии фронта.
В этой ситуации командование Красной Армии решает перебросить 9-ю танковую бригаду полковника И. Ф. Кириченко под Каширу для поддержки 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, задачей которого было остановить немецкую танковую лавину Г. Гудериана, идущую на Москву.
В день выдвижения бригады 25 ноября 1941 года в ней насчитывалось 26 танков (12 лёгких Т-40, вооружённых парой пулемётов, 12 средних Т-34 и 2 тяжёлых КВ).
Ранним утром следующего дня танкисты достигли района Ступина, на противоположном берегу Оки была Кашира.
Однако, как указано в журнале боевых действий, в 8.30 26 ноября приказом командира кавкорпуса генерал-майора Белова направление движения было изменено на маршрут: Ступино, Михнево, Коломна, Зарайск.
Чтобы успеть вовремя к месту сосредоточения, танки выдвинулись ещё засветло и в районе Михнева подверглись атаке авиации. Потери в личном составе - пятеро раненых.
Сухие строки журнала боевых действий передают напряжение ночного броска: «Условия марша были трудные, движение в основном было ночью, двигались без света по сильно пересечённым дорогам.
Движение тяжёлых и средних танков затрудняло отсутствие мостов достаточной грузопроходимости, приходилось искать обходы и объезды».
Видимо, глубоко за полночь или ранним утром 27 декабря 9-я танковая бригада миновала Луховицы, Сушково и направилась к Зарайску.
Есть воспоминания, что одну из боевых машин не выдержал мост через р. Воблю. Вполне возможно, поскольку к 8 утра 27 декабря в Зарайск пришло только 19 машин из 26. Причём отстали самые мощные танки – оба КВ и три Т-34.
В последние дни осени защита Зарайска была крепкой. Зенитный дивизион прикрывал город от авианалётов, а его орудия могли быть использованы и против вражеских танков. Противотанковую оборону обеспечивало единственное 57-мм орудие ЗиС-2. С немецкой пехотой с успехом могла бороться миномётная рота из пяти 82-мм миномётов. Пехотное прикрытие было слабоватым, всего 137 человек, вооружённых кроме винтовок восемью ручными и тремя станковыми пулемётами.
Эти силы были подкреплены отважными зарайцами и коломенцами.
Как указано в донесении комбрига Кириченко от 28 ноября, в Зарайске был сформирован вооружённый отряд местных жителей в количестве 190 человек, часть из которых оставалась в городе, а 90 расположились на дорожных постах. В том же документе упоминается отряд из 300 коломенцев, который должен был оборонять рубеж под Матырой. Вооружение слабое - винтовки, особо отмечается, что пулемётов нет.
Зарайск, Коломна, Луховицы не стали театром боевых действий, но потомки героев 1941-го должны знать о труднейших днях обороны Москвы. Поэтому уже шестой раз по маршруту движения 9-й танковой бригады отправляется из Коломны патриотический автопробег, чтобы отдать долг памяти не вернувшимся с Великой Отечественной войны коломенцам, луховичанам, зарайцам – всем советским людям, павшим за Родину.
Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России