← к разделу

Луховицкий военно-исторический клуб устроил в Зарайске смутное время

05.11.2022 | 09:21
Рейтинг новости

 

Луховицкий военно-исторический клуб принял участие в мероприятиях, посвящённых 210-летию освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, прошедших в День народного единства в Зарайске

 

Великая Смута начала XVII века, пожалуй, первая в истории России национальная катастроф – по  масштабам потерь, разрушения и народного разобщения. В годы лихолетья россиянам пришлось  кровью расплачиваться за преступления кремлёвских властителей и царедворцев.

Пытаясь оправдать продажность и беспомощность  руководителей русского  государства, некоторые историки видели истоки происходившего в эпохе Ивана IV Грозного. Эта гипотеза так же глупа, как если бы Петра Великого пытались винить в развале Российской империи или Ленина и Сталина в  уничтожении Советского Союза.

На исторической сцене действовали конкретные люди, для многих из которых обстоятельства Смуты являлись способом дорваться  до власти, обогатиться, уничтожить политических конкурентов. Для соседей Московии появился шанс ослабить её в братоубийственной войне.

Ложь властителей Руси стала обычным делом. Достигший трона интригами, царь Василий Шуйский трижды нарушал клятвенные заверения о смерти царевича Дмитрия Ивановича. Сместившие его бояре вообще предложили царский венец польскому королевичу Владиславу. Обосновавшийся в подмосковном селе Тушино новый самозванец полностью скопировал органы государственного управления Московского государства. У «тушинского вора» была своя боярская дума, приказы и даже патриарх.

Среди  этого моря бедствий,  когда один самозванец  сменял другого, а цари буквально выкрикивались на Лобном месте в Москве, надо было иметь недюжинное мужество и крепкую веру в дело объединения распадающегося русского государства.

И нашлись такие люди. Не по соизволению царя или боярской думы, а волей многочисленного городского населения «выборный всей земли» уроженец Балахны нижегородский земский староста Кузьма Минин и  Зарайский воевода князь Дмитрий Пожарский возглавили народное ополчение.

Поэтому именно в древнем Зарайске и, как полагаю, в Балахне более неформально подходят к празднованию Дня народного единства.  Символично, что князь Дмитрий Михайлович Пожарский, будучи Зарайским воеводой, удержал горожан от перехода на сторону «тушинского вора» Лжедмитрия II. Древние стены Зарайского кремля являются немым свидетелем событий более чем четырёхвековой давности.

Наш военно-исторический клуб  представлял такую, как говорили в те времена, «неприменную» часть русского войска, как артиллерию. Конструкция орудий  на протяжении XVII-XIX веков существенно не менялась, поэтому пушкарь из войска Дмитрия Пожарского вполне мог справиться с орудием ополченцев Отечественной войны 1812 года. Несколько  усовершенствовалась система заряжания, хотя, как и 210 лет назад, так и на два века раньше, актуальной оставалась строка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»: «забил заряд я в пушку туго». Команды ребятни довольно быстро научились хитрости и премудрости артиллерийского дела.  Ловко управлялись с прибойником, разобрались, где у ствола казённая часть и почему она так называется, и для чего служит запальное отверстие, зачем нужно банить канал ствола. Заинтересовал ребят и стенд с изображениями войск интервентов, стремившихся расчленить Русское государство.

Благодаря усилиям нескольких поколений преданных России государственных деятелей и военным успехам русской армии нашей стране удалось преодолеть последствия Смуты начала XVII века.

Пожалуй,  наиболее лаконично подытожил трагедию всех российских смут гениальный А. С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов», причём слова вложены в уста Самозванца:  «Довольно; щадите русскую кровь».

 

Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России

 

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно#Добродел