← к разделу

Разбомбить, уничтожить врага

17.09.2021 | 11:54
Рейтинг новости

 

 17 сентября 2021 года исполнилось сто лет Владиславу Илларионовичу Панфилову – заслуженному штурману-испытателю СССР.  Из шести орденов и множества медалей я упомянул только одну его награду, вернее почётное звание, присваиваемое штурманам 1 класса. Именно этой высочайшей оценкой профессионализма он особенно гордился.   

 Помню, как в нашей  школе устраивали встречи с ветеранами Великой Отечественной.  Бывал на школьных линейках и на классных часах  Владислав Илларионович Панфилов.  Жалею, что не переписал на отдельную плёнку его рассказ об Иване Григорьевиче Воробьёве. Запись была произведена для одной из школ города Даугавпилс Латвийской ССР в которой был КИД (клуб интернациональной дружбы) им. И. Г. Воробьёва.

  Боевая и послевоенная биография В. И. Панфилова описана в книге М. С. Сорокиной «Они дарили небо самолётам».

   Однако с момента её издания минуло  без малого десять  лет. Минобороны РФ на сайтах «Память народа» и «Подвиг народа»  за эти годы опубликовало множество документов,  в т.ч. и касающихся награждения гвардии капитана Панфилова. В 2013 году в  Белгородском издательстве «Константа» вышла интереснейшая книга А. М. Сергиенко «История 23-го Белгородского Краснознамённого авиационного полка дальнего действия».

 Свой путь в небо Владислав Панфилов начал с поступления в 1939 году в Челябинское  военное авиационное училище штурманов. То было неспокойное время. На Западе разгоралась Вторая мировая война, Красная Армия  вела тяжёлые бои с японскими милитаристами  в Монголии в районе реки Халхин-Гол, назревал советско-финский конфликт. Руководство Военно-воздушных сил Красной Армии (далее: ВВС КА) приняло решение увеличить набор в училища, правда, за счёт сокращения  срока обучения.

     Стараясь сохранить качество подготовки, начальник училища генерал-майор  авиации Фёдор Емельянович  Емельянов увеличил количество ежедневных занятий до 10 часов. Для закрепления теоретических знаний на практике использовалась  учебная эскадрилья, состоявшая из самолётов бипланов У-2, Р-5 и тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Знакомство с последней машиной для курсанта Панфилова станет знаковой. Верой и правдой этот надёжный  тихоходный четырёхмоторный бомбардировщик прослужит экипажам, в состав которых будет входить  Владислав Илларионович, в самый сложный первый год войны.

  В мае 1941 года сержант Панфилов прибыл в 3-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк (далее  3-й тбап).

   Великую Отечественную войну 3-й тбап встретил на аэродромах Сенча и Скобровка  в 50 км  юго-восточнее Минска. «Зимняя война» 1939-1940 гг. между СССР и Финляндией стала хорошей проверкой Красной Армии перед ещё более суровыми испытаниями. По итогам воздушных боёв в небе Карелии был сделан вывод о нецелесообразности использования ТБ-3 в дневных налётах, уж очень уязвим для вражеских истребителей был этот тяжеловоз.  

 Рекомендовано выполнять задания в ночное время. Прекрасно, но где взять экипажи, обученные вести машины в тёмное время суток?  По состоянию на 22 июня 1941 года из 52 экипажей 3-го тбап только 17 были подготовлены к ночным вылетам. В одном  из них летнабом (лётчиком-наблюдателем, так в начале войны именовалась должность штурмана) был сержант Панфилов.

  Первое боевое задание было во вторую военную ночь с 23 на 24 июня! Долго тянутся летние сумерки, а вернуться надо до утренней зари. С восходом солнца в небе начинают хозяйничать вражеские истребители. Корабль  под командованием капитана В.Н. Егорова, поднявшись с аэродрома Скобровка (на нём размещались ночные экипажи, дневные базировались у д. Сенча), бомбил железнодорожную станцию Остроленка в Польше. Пролетев более 500 км, из них около 300 км над территорией противника, штурман Панфилов вывел машину на цель. Отбомбившись, ТБ-3 без происшествий вернулся на свой аэродром.

  Правда не для всех товарищей Владислава Илларионовича эта ночь была удачной. Два бомбардировщика не вернулись. Эти ТБ-3 совершали бомбёжку польской железнодорожной станции Бельска-Бяла. Выполнив задание,  на рассвете при подлёте к базе, группа была настигнута в районе  Пинска пятью истребителями Ме-109. Одного мессера сбить удалось, но оба советских самолёта, изрешечённые пулями и снарядами, загорелись. Тем не менее, машины удалось посадить. Из 16 членов экипажей погибло пять.

   Первый военный вылет продемонстрировал высокую подготовку всех членов экипажа, в том числе и штурмана Панфилова.  Напомню, что он только месяц назад прибыл в полк и в столь сжатые сроки смог  проработать маршруты возможных боевых полётов, а с началом боевых действий реализовать их на практике.

     Не прошло и недели со дня вторжения, а враг занял Минск и рвался к Смоленску. На шестую ночь войны все 17 ночных экипажей 3-го тбап наносили удар по шоссе Минск-Борисов. Видимо, экипажи двух  ТБ-3, подбитых  на рассвете 24 июня, были пополнены до установленного штата. Отбомбившись, все воздушные корабли вернулись на аэродром.

    Эти полёты дают  объективную оценку состоянию личного состава дальней авиации, материальной части, а также решению тактических задач в самом начале войны.

  Никакой паники среди лётчиков и техников не было. Чтобы облегчить работу наземному персоналу и не мешать друг другу, самолёты, производящие ночные и дневные вылеты, были размещены на разных аэродромах.

  Буквально на вторые сутки германского вторжения советские самолёты бомбили крупные железнодорожные станции в глубоком тылу врага. Использование ТБ-3 в качестве ночных бомбардировщиков позволило избежать потерь от обстрела зенитной артиллерией немцев. Утренние часы для наших бомбовозов были смертельно опасными, сказывалось отсутствие собственного истребительного сопровождения. Командующий ВВС Западного фронта генерал Н. И. Копец в разговоре с командиром 3-го дальнебомбардировочного корпуса Н. С. Скрипко был предельно откровенен: «Истребителями прикрыть не сможем!»

  Теперь обратимся к наградным документам В. И. Панфилова. 

   Первое представление к ордену Красного Знамени напечатано на тетрадном листе и датировано 22 ноября 1941 года. Очевидно, не до утверждённых бланков было в начальный период войны. Рассказ о боевой работе весьма сжат,  возможно, за неимением времени. За образцовое выполнение задания в ходе 22 боевых вылетов, проведённых в период пяти месяцев начального этапа войны, сержант Панфилов был награждён орденом Красной Звезды.

 Тот, кто смотрел  фильм А. Б. Столпера «Живые и мёртвые», снятый по роману К. М. Симонова, должен помнить трагическую картину уничтожения  советских бомбардировщиков немецкими истребителями. Подобные сцены были характерны для первых месяцев Великой Отечественной войны, когда могучие, но неповоротливые тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 шли на боевое задание днём без истребительного прикрытия и становились относительно лёгкой целью для немецких мессеров. Кстати, будущий автор романа  Константин Симонов 30 июня стал свидетелем дневного боя ТБ-3 из 3-го тбап с немецкими Ме-109. В этом бою было потеряно четыре бомбардировщика, погибло 13 человек.

  Воздушные сражения за господство в столичном небе выходят за официальные рамки Московской битвы. Начались они гораздо раньше и продлились несколько дольше. Первый налёт немецких бомбардировщиков был совершён в ночь на 22 июля 1941 года. Гитлеровские стервятники встретили жёсткий отпор советской системы ПВО. Люфтваффе готовились нанести новые удары по столице. Самый лучший способ обороны – это нападение! Советское  командование решило ослабить авиагруппировку врага, нацеленную на Москву. Ещё на земле уничтожить германские самолёты. С этой целью в ночь на 28 августа 1-й и 3-й  тяжелобомбардировочные полки обрушили смертоносный груз на аэродромы противника под Витебском и Зубово. Атака ТБ-3 стала полной неожиданностью для врага. Немцы исключали возможность нападения при десятибалльной облачности, сопровождавшейся ливнем с градом. Тяжёлые бомбардировщики, снизившись на высоту  200-300 метров, нанесли точный удар. В этом рейде советская авиация не потеряла ни одой машины.

   В том числе и поэтому 3-й тяжелобомбардировочный авиаполк приказом народного комиссара обороны включен в число частей, принимавших участие в обороне Москвы.  Медалью «За оборону Москвы» награждено 319 человек среди них - сержант Панфилов.

  Второй наградной лист, и вновь к ордену Красного Знамени, ненамного красноречивее первого. Но в нём приводятся  конкретные факты из боевой биографии Владислава Илларионовича.

Попробуем описать их более подробно.   На центральном направлении наши войска с боями отходили на восток. Война докатилась до Смоленска. 3-й тбап продолжал наносить по противнику ночные удары, не неся потерь от зенитного огня немцев и их истребителей, благо тёмное время суток становилось длиннее.

   Оказывая воздушную поддержку наступающим под Духовщиной советским войскам, 19 августа ТБ-3 впервые применили  зажигательные капсулы «КС». Это очень эффективное оружие, его действие схоже с «коктейлем Молотова», с помощью которого уничтожены сотни немецких танков и бронеавтомобилей. 

   Опасность работы с зажигательными капсулами на самолёте отражена во фронтовых документах.

«В ночь с 6 на 7 сентября при подходе к линии фронта в заднем коридоре корабля около бомболюков вспыхнул ящик ампул «КС». Пламя, быстро распространяясь, охватило весь задний коридор, бомболюки и кабину радиста. Еще момент, и пламя охватило бы бензобаки. И тогда – взрыв, гибель корабля и экипажа. Здраво оценив обстановку, Неплюев, обжигая лицо и руки, выбросил горящий ящик в люк. Но опасение не миновало, горящая жидкость разлилась в коридоре, стали гореть обшивка, подкосы, троса управления кораблем. Не обращая внимания на обожженные руки, Неплюев стал самоотверженно тушить очаги пожара огнетушителем и песком, взятым из других ящиков с «КС». Эта рискованная борьба с огнем в воздухе закончилась тем, что пожар был ликвидирован. После этого задание было выполнено. Борттехник спас экипаж и корабль». Эти строки из наградного листа борттехника Ивана Яковлевича Неплюева, а помогал ему тушить пожар сержант Панфилов, об этом свидетельствует второе представление Владислава Илларионовича к ордену Красного  Знамени. Оба отважных лётчика входили в экипаж ТБ-3 под командованием Михаила Николаевича  Булин-Соколова. Причина возгорания огнеприпасов – обстрел зенитной артиллерией при переходе через линию фронта.

  Этот спаянный в боях экипаж надёжного ТБ-3 не раз выходил из смертельно опасных ситуаций. Лётчики боролись за свой корабль, и самолёт их выручал в самых гиблых случаях.

  В марте 1942 года создана авиация дальнего действия и 3-й тбап был переименован в 3-й авиаполк дальнего действия (3-й апдд) вошедший в состав 53-й авиадивизии дальнего действия.

  Мои юношеские воспоминания сохранили интересный  эпизод из военной биографии Владислава Илларионовича. Весной 1942 года он в составе экипажа, командиром котором был М. Н. Булин-Соколов, занимался доставкой вооружения и снаряжения партизанским отрядам. Рассказ заслуженного штурмана-испытателя СССР В.И. Панфилова неожиданно нашёл подтверждение в записи его командира старшего лейтенанта Булин-Соколова, приведённой в книге А. М. Сергиенко «История 23-го Белгородского Краснознамённого авиационного полка дальнего действия».

Позволю себе привести столь содержательную цитату: «Это был полет с посадкой в тылу противника. Везли боеприпасы и продукты. Садились на поляну в лесу на «конверт» из пяти костров. Мы дали белую ракету, земля ответила зеленой. Все нормально. Сели. Обычно после посадки ощущаешь, как самолет подпрыгивает на неровностях, а тут нет, плавно катится как по ровной дороге. Подрулили к месту выгрузки, вижу, кто-то стоит, но к самолету не подходит. Да и людей для разгрузки особо не видно. Моторы не выключали, держали на малом газку.

Послал радиста на землю, чтобы выяснил, почему не разгружают. Поднялся со своего места и наблюдаю за ним. Вижу, от человека, к которому пошел Сергей, возникла какая-то вспышка. Как будто он стрельнул. Радист пошел назад. Не побежал, а спокойно пошел к самолету. Вот его фигура исчезла под плоскостью. Я присел на корточки, чтобы лучше за ним наблюдать, а его нет. Я начал беспокоится, потом вижу, он пробирается к нам в пилотскую по фюзеляжу. Сел между нами и говорит: «Я больше не пойду, они там матом ругаются и стреляют». Мы не успели сообразить, что к чему, как в нашу сторону потянулась пулеметная очередь и трасса склоняется к самолету. Я крикнул праваку: «Держи педали!» А сам дал полный газ всем четырем моторам. Взлетели так, будто на борту не было никакого груза. Через несколько дней снова полетели туда. Во время разгрузки начал спрашивать, почему в прошлый раз нас так недружелюбно встретили. Оказывается, мы тогда сели в шести километрах от нужного места на «конверт», выложенный немцами. То ли они знали про наш условленный сигнал, то ли они принимали своих, не знаю. То есть они нас не сразу опознали, а мы их. Мы потом долго в экипаже обсуждали действия радиста и пришли к выводу, что немец крикнул ему «Хальт!», а Сергей принял это слово за матерное. В общем, и смех и грех».

    В наградном листе уже штурмана отряда  (!) 3-го апдд лейтенанта Панфилова упоминается операция по доставке в центр партизанского движения  оккупированной Смоленской области высокопоставленных партийных работников и вывозу из немецкого тыла некоего «деда».

 «Дед» – это Василий Исаевич Вороненко, командир партизанского отряда «Дедушка», действовавшего в районе Дорогобужа.

   Дорого бы дали немцы за то, чтобы захватить груз и пассажиров ТБ-3 под командованием М. Н. Булин-Соколова или хотя бы сбить корабль. На борту воздушного судна в дорогобужский край для вручения Красного Знамени 5 апреля из Москвы вылетело советское, партийное и комсомольское  руководство Смоленской области.  К счастью, если это слово применимо для полёта, метеоусловия были отвратительные – десятибалльная облачность. Штурман Панфилов вывел самолёт в заданную точку и приземлился на партизанском аэродроме. Как много это значило для партизан! Вручение Красного Знамени как признание и высокая оценка боевых заслуг народных мстителей, как подтверждение того, что на Большой земле их помнят и не бросят.

  Десять посадок в тылу врага у партизан совершил штурман Панфилов в  составе экипажа под командованием М. Н. Булин-Соколова. Снабжали боеприпасами, снаряжением, продовольствием, однажды привезли 37-мм пушку, благо ТБ-3 ещё до войны  был рассчитан на доставку подобного груза. Владислав Илларионович по праву гордился медалью «Партизану Отечественной войны»  I степени.

 Не только партизанам оказывал поддержку 3-й апдд. В конце февраля 1942 г. части Красной Армии окружили  в районе Демянска шесть немецких дивизий. Германская транспортная авиация немедленно навела авиамост с блокированной группировкой. Советские войска тоже нуждались в боеприпасах, продовольствии, вещевом снабжении и вывозе раненых. Получалось негласное соревнование транспортников обеих воюющих сторон. Советские ТБ-3 выдержали его с честью.  

Куда в более сложном положении оказались войска 33-й армия генерал-лейтенанта  М. Г. Ефремова и 1-го гвардейского кавкорпуса генерал-лейтенанта  П. А. Белова, окружённые в районе Спас-Деменска в начале февраля 1942-го, а также 4-й воздушно-десантный корпус генерал-майора А. Ф. Левашёва. Первый вылет к окруженцам самолётами 3-го апдд  был совершён в  ночь на 22 марта экипажем М. Н. Булин-Соколова. Маршрут кораблю прокладывал  В. И. Панфилов   В последней декаде марта - апреле 1942 года уже порядком изношенные, с залатанными пробоинами от зенитных снарядов тяжёлые самолёты совершали полёты на грани возможности, иногда дважды за ночь. Примером служит рейс бомбардировщика старшего лейтенанта Булин-Соколова, доставившего в 33-ю армию 4650 кг груза (максимальная нагрузка нового самолёта – 5000 кг)  и вывезшего 61 раненого!

   Зачастую ТБ-3 вместе с мощными фугасами, подвешенными в бомбоотсеках,  несли на борту листовки, которые тоже являлись оружием – оружием идеологической войны. Причём агитационные материалы были как для соотечественников, оставшихся на оккупированной территории, так и для солдат противника. Уже в начале августа над занятой врагом территорией было сброшено более миллиона листовок: «К населению областей, захваченных противником», «Вести нашей Родины», «Всеславянский митинг в Москве», газета «Рабочий путь».  В это же время над германскими позициями было развеяно свыше восьмисот тысяч листовок на немецком языке: «Письма из плена», «Кто правит Германией», «Тебя ждут жена и дети домой», «Что происходит в Германии», «Обращение военнопленных к солдатам», «Он поступил правильно», «Беседа с немецким подполковником», «Бочка Геббельса», «Немецкие солдаты в русском плену»,  «Правда», «Пропуск».

   Завершались первые двенадцать месяцев Великой Отечественной войны. Дальняя бомбардировочная  авиация доказала свою эффективность. При этом следует учесть, что весь этот период задания приходилось выполнять на устаревших ТБ-3. Если в полках истребительной и штурмовой авиации обновление началось ещё до грозового июня 1941 года, то, например, 3-й апдд стал оснащаться дальними бомбардировщиками на базе Ли-2 только в августе 1942-го.   Штурман Панфилов быстро освоит новую машину.

Впереди будут бои в небе Сталинграда, воздушная «дорога жизни» в Ленинград, представление в высшей награде Советского Союза –  ордену Ленина, награждение ещё одним орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Знак Почёта, множеством медалей, среди которых «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда»,  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», годы работы помощником начальника Лётно-испытательной станции Луховицкого машиностроительного завода по штурманской службе и… звание «Заслуженный штурман-испытатель СССР».

 

Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России

 

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно