← к разделу

От «кукурузника» до «митчелла». Страницы боевой биографии Ильи Герца

18.08.2020 | 10:16
Рейтинг новости

Продолжаем рассказ о лётчиках и штурманах авиации дальнего действия – героях Великой Отечественной войны, живших в Луховицах, в доме № 3/42 по ул.  Жуковского.

 Система подготовки кадров в Советском Союзе,  пожалуй, была самой совершенной в мире. С начала 1930-х годов  медики, фармацевты, связисты, водители, представители самых различных профессий не только самоотверженно трудились в мирные годы первых пятилеток, но и были готовы применить свои знания в военное время –  как в тылу, так и на фронте.

  Пилоты ГВФ СССР (Гражданского воздушного флота) в те годы рассматривались как кадровый резерв  ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной Армии). Самолёты, обслуживающие многокилометровые воздушные трассы в мирном небе страны Советов, после незначительного переоснащения превращались в боевые машины. В личном деле И. М. Герца, опубликованном на портале Минобороны России «Память народа», будущий боевой офицер запечатлён на фото в самом начале своего служения небу Родины – в кителе с петлицами учащегося учебного заведения ГВФ. Вскоре на его петличках появятся первые знаки различия ГВФ в виде перекрестия крылышек и двухлопастного пропеллера.

 Уже на второй день войны, 23 июня 1941 года, Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) – правительства СССР  было  утверждено  Положение о Главном  управлении ГВФ на военное время.

  ГВФ принимал самое активное участие в Великой Отечественной войне, причём не только в тылу, но и на фронте, а также на территории, занятой противником.

 В январе 1943 г. Илья Герц был переведён из запаса ГВФ в г. Ташкенте на фронт в 9 Отдельный полк ГВФ. Перед этим полком  гражданской авиации была поставлена задача  –  в ходе ряда наступательных операций, проводимых Северо-Кавказским фронтом с января по октябрь 1943 года, поддержать партизанские отряды и армейские группы,  сражавшиеся в тылу врага.

   Вдумаемся в нехитрую боевую статистику! За период с января по октябрь 1943 года И. М. Герц совершил 818 боевых вылетов и это примерно за 300 дней. Получается, почти трижды в сутки, невзирая на погодные условия, 23- летний пилот садился за штурвал устаревшего, но надёжного фанерно-полотняного биплана У-2. Основным заданием была доставка боеприпасов партизанам. Чтобы минимизировать потери от огня вражеской ПВО и истребителей, значительная часть полётов осуществлялась ночью. Опыт ночного пилотирования ещё поможет  Илье Герцу в будущем.  А пока приходилось летать над территорией, занятой немцами, на «кукурузнике». Понятно, что в случае аварии самолёта шансы спастись у Ильи Моисеевича Герца были минимальны, гораздо меньше, нежели у его сослуживцев другой национальности.

  Командование оценило высокие профессиональные качества и мужество пилота ГВФ. Последовало первое, весьма скромное и с некоторым опозданием награждение медалью «За оборону Кавказа». Но главное – это перевод 10 октября 1943 года из ГВФ в 13 гвардейский авиаполк дальнего действия.

 Именно  это боевое соединение одно из первых получило новые самолёты Б-25 «митчелл», поступавшие из США по программе ленд-лиза.

 Б-25 – машина легендарная. Благодаря своим габаритам, дальности полёта и технической надёжности именно группа из этих самолётов впервые совершила  налёт на Токио 18 апреля 1942 года. Стартовать им пришлось с палубы авианосца «Хорнет». Эта акция вошла в мировую военную историю как рейд Джеймса Дулиттла.

  Применять в ВВС КА «митчеллы» стали летом 1942 года. Аэродромные балагуры сразу окрестили самолёт «каракатицей». Уж очень он был не похож на советские машины – двухкилевое оперение и трёхколёсное шасси, причём третье колесо находилось в передней части фюзеляжа. Познакомившись с оснащением «каракатицы», осуществив на ней несколько часов тренировочных полётов,  советские лётчики дали высокую оценку этому бомбардировщику. Лётные экипажи достаточно быстро осваивали самолёт. Правда, боевое применение внесло свои коррективы. Для защиты  задней полусферы было необходимо установить  кормовую огневую точку, поэтому в отличие от американского –  пятиместного варианта Б-25 – русский стал шестиместным.

  Самолёт оказался  весьма живучим. Бывали случаи, когда «митчелл», отбомбившись, летел на свой аэродром около трёх часов на одном моторе.   Тем не менее, несмотря  на защищённость и надёжность, советское командование предпочитало направлять экипажи на бомбардировки стратегических объектов в ночное время.

 И здесь лейтенанту ВВС Герцу  как раз пригодился опыт ночных полётов на У-2. В наградном листе на представление гвардии лейтенанта Герца к ордену Красной  Звезды   особо отмечается, что на четыре успешных дневных вылета приходится сорок (!) ночных. Если же учесть, что ранее экипаж под его руководством пятнадцать раз выполнял боевые задания в ночное время, то количество ночных бомбёжек составляет пятьдесят пять.

 А цели для бомбометания были весьма непростые. Защищённые многочисленными зенитными батареями, охраняемые ночными истребителями города Германии – Кенигсберг, Тильзит, Данциг, Бреслау  и  столица её верного союзника  Венгрии – Будапешт.

 Данные наградных документов описывают боевую работу экипажа:

«Гвардии лейтенант Герц за время пребывания в полку быстро изучил мат. часть самолёта Б-25 и летает на выполнение боевых заданий в ночных условиях, точно приводит свой корабль к намеченной цели и после отличного бомбардировочного удара  без отклонений приводит свой самолёт на аэродром. На всём протяжении лётной и боевой работы не имеет ни единого случая лётных происшествий. Техника пилотирования отличная».

 Содержание этих документов  лаконично, однако и они могут рассказать не только о конкретном подвиге лётчика, но и, например, о том, на каких типах самолётов бомбил противника экипаж Ильи Моисеевича Герца.  

   Выполнение боевой задачи – это общее дело всего экипажа бомбардировщика. Поэтому в наградных листах перечисляются все – лётчик, штурман, радист, воздушные стрелки.

  В 1944 году гвардии лейтенант Герц был только командиром воздушного корабля и летал на «митчелле» американского образца с пятью членами экипажа, без кормового стрелка. В следующем, победном 1945-м году, он уже  возглавлял  звено 229 Гвардейского Бомбардировочного Авиационного Рославльского Краснознамённого полка и вёл в бой шестиместный Б-25, надёжно защищённый огневой точкой в хвосте фюзеляжа.

  Последний раз в Великой Отечественной войне звено Ильи Герца отбомбилось над Берлином.

  Военная карьера лётчика столь высокого профессионального уровня продолжилась в мирное время. Противостояние США и Британии мирной политике нашей страны привело к  т.н. холодной войне, со своими героями и, увы, предателями, причём последних было не много, но к концу 1980-х – началу 1990-х годов основная их масса сконцентрировалась во властных структурах и СМИ СССР и России.

  Описание работы по обеспечению обороноспособности страны, которую выполнял гвардии подполковник Герц в послевоенные годы,  хранят архивы.

  Судя по тому, что на сайте «Память народа» содержится информация о награждении двумя боевыми орденами Красной Звезды в 1956 и 1957 годах, его труд был значим для безопасности Родины.

P. S. К сожалению, местные власти скептически отнеслись к идее установки мемориальной доски на доме № 3/42 по улице Жуковского. Возможно, данный материал убедит их в необходимости в год 75-летия Великой Победы увековечить память  лётчиков дальней авиации Великой Отечественной войны, живших и работавших в нашем городе.

 Использованные интернет ресурсы

http://ava.org.ru/bap/13g.htm

http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/b25/b25.html

http://allaces.ru/sssr/struct/p/apdd37.php

Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России

 

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно