← к разделу

Мемориальная доска луховицким летчикам – знак памяти и уважения

06.07.2020 | 18:54
Рейтинг новости

Грандиозными памятниками времени великих свершений являются дома, построенные в разных городах нашей Родины в 1930-40-е годы. Есть среди них оригинальные и не столь помпезные как сталинские высотки. В самом центре Москвы на Никитском бульваре удачно вписалось в окружающую архитектуру здание известное как «Дом полярников». В числе его жильцов – люди поистине легендарные.  Благодаря их подвигу наша страна в 1930-е годы освоила жизненно важную транспортную  артерию – Северный морской путь. Немалый вклад в освоение северных регионов внесли лётчики и штурманы дальней полярной авиации  А. В. Ляпидевский, Б. Г. Чухновский, И .И. Черевичный. Имена этих первопроходцев навечно остались на мемориальной доске, закреплённой на стене «Дома полярников».

   В Луховицах тоже есть весьма примечательное здание, относящееся к сталинской эпохе, – дом 3/42 по улице Жуковского, и где как не на улице, носящей имя  одного из основателей русской школы аэродинамики   жить лётчикам и штурманам!

  Было бы разумным и справедливым, что и на этом, уже ставшим историческим, здании появилась мемориальная доска с именами живших в нём замечательных людей, посвятивших свою жизнь  советской авиации.

  Одним из таких авиаторов, воспитавших не один десяток штурманов-разведчиков дальней авиации, был Василий Иванович Рогожин.

  Первый  опыт штурмана-разведчика молодой лейтенант Василий Рогожин получил при пилотировании штурмовика  Р-5. Сейчас штурмовкой вражеских позиций занимается надёжный Су-25, во время Великой Отечественной  эту функцию выполнял «летающий танк» Ил-2. В конце 1930-х годов роль самолёта фронтовой поддержки выполнял тихоходный небронированный биплан Р-5, проектировавшийся как разведчик.

 30 ноября 1939 года началась война с Финляндией. Советское руководство явно недооценило возможности вооружённых сил северного соседа. Требовалось быстро нарастить силы Красной Армии, участвующие в конфликте. Авиационные части пришлось перебрасывать даже из Белорусского особого военного округа. Западное направление в те годы было наиболее опасным. Напомним, что с конца сентября 1939 года на западе СССР стал граничить с Германией.

  В распоряжение Ленинградского военного округа был передан 41 скоростной бомбардировочный полк (СБП) 13 скоростной бомбардировочной бригады 1 авиационной армии особого назначения ВВС Белорусского особого военного округа.

  Название полка говорит само за себя. На его вооружении состояли скоростные бомбардировщики СБ (АНТ-40). Несколько позже 41 СБП был передан для поддержки авиационной группировки 7 армии. В этом полку служил штурман Василий Рогожин.

 Боевое крещение редко бывает лёгким, но здесь особый случай. Скоростные характеристики самолёта достигались уменьшением диаметра фюзеляжа и, соответственно, внутренней теснотой. «Зимняя война» отличалась крайне низкими температурами. Кабина пилота, штурмана и место стрелка-радиста не отапливались. Личный состав имел хорошее зимнее обмундирование – меховые полётные комбинезоны и шлемы, унты, перчатки с крагами. Более того, предусматривалась специальная маска на кротовом меху, защищавшая лицо лётчика. В обязанности штурмана СБ входила не только прокладка маршрута, но и оборона передней полусферы. Стрелять из спарки носовых пулемётов в толстых перчатках на меху –  непростая задача.

 Василий Иванович воевал  с 24 февраля до 13 марта 1940 года. Этого времени хватило, чтобы ощутить на себе суровость северного неба.

 Военный конфликт с Финляндией, как и боевые столкновения с Японией у о.Хасан в 1938 году и у р.Халхин-Гол в 1939-м, носил локальный характер, не требовавших дальней авиационной разведки. Штурманам  ВВС РККА в тот период хватало знаний, полученных в лётных училищах.

  На рубеже 1940-х годов военно-политическое руководство Советского Союза чётко осознавало, что нашей стране не избежать масштабной агрессии Германии и её союзников. Причём рассматривалась война не только на западном направлении, но и на Дальнем Востоке. Будущий театр военных действий предусматривал широкое применение дальней бомбардировочной авиации, маршруты которой должна была проложить штурманская служба на основе данных воздушной разведки. Требования к уровню знаний лётного состава повысились. Для этих целей приказом народного комиссара обороны от 18 сентября 1940 года № 0052 в Рязани на аэродромном узле Дягилево-Ряжск была сформирована 1 Высшая школа штурманов ВВС Красной Армии, слушателем которой стал лейтенант Рогожин.

   Первым начальником школы был человек, чей профессионализм был непререкаем – Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации А. В. Беляков. Именно он был штурманом в легендарном перелёте Москва – Северный Полюс – Ванкувер (США) 18-20 июня 1937 года. Экипаж возглавлял В. П. Чкалов, вторым пилотом был Г. Ф. Байдуков.        

 В проекте  Полевого устава Красной Армии, изданном в июне 1941 года,  авиационной разведке уделялось особое внимание, в частности в нём говорилось: «Авиация – одно из основных средств разведки, наблюдения за полем боя и связи».

  Начало Великой Отечественной войны связано с отступлением нашей армии. Однако отход советских частей от границы  не отменял работы авиации в глубоком тылу противника. Действия дальней авиации в 600 – 700 км за линией фронта требовали проведения тщательной разведки. Здесь следует помнить, что в отличие от немцев, постоянно вторгавшихся в предвоенное время в воздушное пространство СССР с разведывательными целями, советские ВВС подобных действий не производили. Теперь, уже в боевых условиях,  пришлось проводить дальнюю разведку.

   Из личного состава  1 Высшей школы штурманов (далее: школа)  формируется 1 Дальний разведывательный авиационный полк (1 ДРАП), который впоследствии временно переименовывается в 1 Дальний разведывательный авиаполк Главного Командования. Командиром воинской части стал подполковник М. Д. Сабуров.

  Формировать и направлять в действующую армию полк из инструкторов и слушателей школы – крайняя мера, но в тех условиях оправданная. Отсутствие связи не только на уровне дивизий и полков, но иногда армий и фронтов, уничтожение значительного числа самолётов ближней разведки затрудняло Главному Командованию Красной Армии планирование боевых операций  и управление войсками.

 Как отмечал в конце июля 1941 года командующий ВВС КА генерал-лейтенант П. Ф. Жигарев: «Потери разведывательной авиации снизили качество её боевой работы и привели к тому, что штабы корпусов, армий и фронтов остались без разведывательных средств».

 Василий Иванович Рогожин служил в 1 ДРАП с 1 июля по 1 декабря 1941 года. Пожалуй, это было самое сложное для данного авиасоединения время. За период с 20 июля по 1 ноября 1941 года 1-й ДРАП провел 361боевой вылет с общим налетом 1675 часов. Боевые потери за этот период составили 31 самолёт и 65 человек личного состава. Василий Иванович практически за тот же период налетал 954 часа и совершил 101 боевой вылет.

   Боевой опыт штурмана-разведчика старшего лейтенанта Рогожина был необходим для подготовки  новых кадров для авиации дальнего действия (АДД). Он возвращается к работе в школе.

   Фронт приближался к Рязани, немецкие самолёты-разведчики  производили съёмку аэродрома Дягилево. Видимо, противника очень интересовал этот район. Рисковать будущим дальней авиации было нельзя и 14 октября 1941 года школа была перебазирована в г. Карши в Узбекской ССР.

   24 февраля 1942 г. 1 Высшая школа штурманов переименовывается в 1 Высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия  с подчинением командующему АДД при ставке Главного Верховного Командования.

  2 марта 1944 г. согласно директиве Генерального штаба произошло переименование школы в 1 Рязанскую высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации дальнего действия. В этом же году школа разделилась на три учебных авиационных полка – 21, 22, 23, в последнем УАПе штурманом отряда служил В. И. Рогожин.

 Всего за годы войны школой подготовлено:

  • 387 экипажей самолетов ДБ-3Ф и Ил-4
  • 519 летчиков
  • 933 штурманов
  • 255 стрелков-радистов
  • 564 воздушных стрелка;
  • 350 летчиков на самолет Миг-3.

Вдумаемся – из 933 штурманов лично старшим лейтенантом Рогожиным подготовлено сто и ещё три экипажа! Причём командованием в лице всё того же А. В. Белякова особо отмечается, что уровень знаний подготовленных им (Рогожиным) штурманов хороший и отличный,  ни один из них не имел ни одного случая потери ориентировки. Пожалуй, более высокой оценки, как показатель подготовки слушателей, трудно представить.

  За  боевую работу и подготовку лётного состава в годы Великой Отечественной войны В. И.Рогожин был награждён орденом Красной Звезды.

 Труд в целях укрепления обороны Родины  Василий Иванович  продолжил и в послевоенное время. Итоги этой деятельности были высоко оценены страной. Грудь героя украсил ещё один орден Красной Звезды и орден Боевого Красного Знамени.

  Этот замечательный дом, стену которого, я уверен, вскоре украсит мемориальная доска, помнит не одного лётчика-орденоносца, боевой путь каждого из них достоин отдельного рассказа.  

 

P.S.  С материалами, размещаемыми на портале  «Луховинь», знакомятся в администрации и Совете депутатов г.о.Луховицы, возможно, их читают члены Общественной палаты, а так же представители  совета ветеранов и отделения общественной организации «Боевое братство». Уверен, они поддержат и осуществят установку мемориальной доски на доме 3/42 по улице Жуковского в День авиации – 18 августа 2020 года. Тем более это символично в год 75-летия Великой Победы, поскольку авиаторы – И. М.  Герц, В. И. Панфилов, В. И. Рогожин и другие, жившие в этом доме, геройски сражались  в небе Великой Отечественной войны.

 

Использованные интернет ресурсы

https://slon-76.livejournal.com/5822.html

https://43center.mil.ru/O-centre/Istoriya-Centra

http://allaces.ru/sssr/struct/p/rap1.php

http://www.sakva.ru/hq/viewtopic.php?p=14008

http://www.soldat.ru/doc/nko/text/1940-0052.html

 

Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России

 

 

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно