← к разделу

Луховицкий военно-исторический клуб 10 августа принял участие в праздновании 180-летней годовщине освящения церкви в селе Карино под Зарайском

14.08.2019 | 20:46
Рейтинг новости

 

Одним из самых пронзительных моментов гениальной киноэпопеи С. Ф. Бондарчука «Война и мир» является сцена церковного шествия со святым образом – Смоленской иконой Божией Матери накануне Бородинской битвы.  По эмоциональной наполненности она, пожалуй, превосходит свою литературную первооснову. В этом эпизоде великий кинорежиссёр показал  искреннюю веру солдат и ополченцев русской армии в единственную их заступницу на пороге грандиозного сражения. Тактические приёмы эпохи Наполеоновских войн требовали от пехотинцев идти в плотном строю, не сгибаясь перед пулями или картечью, вытянувшись в линию. Нарушать единообразное движение, прячась в складках местности было нельзя. Двигаться приходилось на жерла вражеских пушек, один выстрел из которых мог выкосить несколько человек. Поэтому уповать приходилось только на помощь Матери Божией. Да и после смерти рядовые не могли рассчитывать на увековечение своей памяти – при царизме не было принято на памятниках оставлять имена младших чинов императорской армии, убитых в бою или умерших от ран.  Мы не знаем ни фамилий, ни имён сотен тысяч русских солдат, погибших, как тогда говорили: «За веру, царя и Отечество!». Трудно сказать в какой мере забвение имён возмещалось заупокойными службами в храмах, построенных в память победы в  Отечественной войне 1812 года. Много их возводилось в первой половине  XIX века – от грандиозного храма Христа Спасителя в первопрестольной столице до скромных сельских церквей. В их числе храм иконы Божией Матери «Смоленская» в селе Карино Зарайского уезда Рязанской губернии. Там земляки поминали погибших односельчан. Мы благодарны, что Зарайское благочиние и местная администрация нашли возможность пригласить наш клуб на 180-летие завершения постройки  Каринского  Смоленского храма. Церковная служба об упокоении  защитников государства Российского дополнилась салютным громом орудия – копии тех, с которыми наши предки противостояли нашествию «двунадесяти языков» в 1812 году.  Не только школьникам, но им в первую очередь, было интересно познакомиться с материальной частью русской артиллерии первой половины XIX    века, работой расчёта или орудийной прислуги, как тогда говорили.  Луховичане рассказали о назначении банников, прибойников, протравников,  пальников и прочих артиллерийских принадлежностях.  Без этого знания картина армейской жизни, описанная в произведениях М. Ю. Лермонтова, Л. Н.Толстого, С. Н.Сергеева-Ценского будет  неполной. Подобное, да и то издалека, можно увидеть во время редких военно-исторических праздников на Бородинском поле, в Малоярославце, Павловском Посаде. Но посещение этих мест для зарайцев и луховичан стало слишком дорогостоящим. Помнится, когда благочинным церквей Луховицкого района был протоиерей Евгений Щербак, нам удавалось организовывать поездки по местам боевой славы Подмосковья, с его уходом эта практика прекратилась.      

Обнадёживает, что всё больше людей, особенно вдалеке от безудержно разросшейся, потерявшей свою подлинную самобытность столицы, пытаются в ходе подобных мероприятий противостоять политике искажения отечественной истории, имеющей целью нравственную деградацию русского народа.

 

Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России

 Фото Германа Беляева

 

 

#луховицы#луховинь#луховицкийрайон#луховицкийгородскойокруг#добродел