← к разделу

К 111-ой годовщине первостроителя г. Луховицы В.В. Зайцева посвящается…

08.05.2021 | 22:13
Рейтинг новости

 

Всеволод Васильевич Зайцев родился 7 ноября 1910 года в Хабаровске. В 1950-е годы работал начальником Луховицкого строительного управления треста «Индустрой», а с осени 1960 года по 1970 год работал заместителем начальника ЖКО завода «Знамя Труда». Многие луховичане знают его также по многочисленным фотографиям строительства и становления города Луховицы. Его работы опубликованы во всех книгах и сборниках , посвященных г. Луховицы.

 

Наблюдая становление молодого города авиастроителей, Всеволод Васильевич запечатлел на пленке то, как строился и развивался город, как проходили городские будни и праздники. Эти уникальные черно-белые кадры Луховиц 60-х годов были недавно представлены на выставке «Луховицы: ретроспектива», приуроченная ко Дню города.

в фойе Центральной библиотеки г. Луховицы.

Интересна и биография автора, написанная им самим…

 

Зайцев Всеволод Васильевич, автобиография

 

            Я, сын Василия Сергеевича и Дарьи Фёдоровны Всеволод, родился 7 ноября 1910 года в г. Хабаровске.

Детские годы на Дальнем Востоке помню очень скудно и то отдельные моменты. Помню дом, в котором мы в последнее время жили, кладбище, вокзал, набережную у р. Амур. Но когда мне в 1939 году пришлось опять побывать в Хабаровске, я не узнал те места, что я запомнил в детстве.

Мать со мной и сестрой Надей осенью 1917 года (может зимой вначале 1918) едет поездом в г. Котельнич Вятской губернии, где у нас после службы в армии работал на советской работе мой отец. Помню как в поезде где-то в Сибири (предположительно это было в Омске) офицер и солдаты в погонах смотрели (обыскивали) вещи пассажиров, конфисковывали продукты и ценные вещи. Мама плакала и умаляла офицера, чтобы он разрешил оставить мой мешочек (котомочку) с белыми сухарями. Некоторых пассажиров куда-то уводили из вагонов. В Котельниче нас встречал папа и увёз на лошади в санках в здание, где он работал, и в тот же день за нами приехал дедушка Сергей и увёз нас в деревню. Мне тогда показалось, что это очень далеко, хотя и весь путь до деревни был всего4 км.

Странными мне показались полати в избе, и называл я их вторым этажом, а так же и баня, которая была в огороде и топилась «по чёрному». Сама баня срублена из брёвен примерно 4 метровой длины, утеплена мхом, дёрном. Пол и потолок  с соломенной крышей. Под полом вырыта яма для стока воды, через потолок и крышу пропущена дощатая квадратная труба. Одно маленькое окно, в которое вместо стекла вставлена кожа желудка коровы. В бане на земляном полу сложена каменка (печь из камней) на решётках по стенкам (полки) стояли разные мелкие ёмкости, в которых нагревалась вода. На полу стояли деревянные бочки с водой холодной и щелочью. В бане были скамьи и полки. Когда топилась баня, то дым шел везде окутав всю баню. Если прикоснешься к стене, к полкам, к потолку, то обязательно опачкаешься сажей.

Первыми шли в баню мужики с берёзовыми вениками, а уж потом шли женщины. Я конечно большей частью вначале ходил с матерью (с женщинами).

Осенью 1918 года я начал учиться в школе. Условия для учёбы были очень плохие. Ходили в школу пешком4 км, в избе зимой было очень душно, мужчины все курили табак, керосина не было, вместо лампы горела лучина, которую дедушка заготавливал днём из сухих берёзовых дров. Стол почти всегда был занят, с большим трудом доставали бумагу. Даже чернил порой небыло, так приходилось даже писать чернилами из свеклы. Стоял сплошной шум, особенно вечером. Шумели дети, да и вечером, как правило, собирались для бесед соседи и говорили на разные темы жизни. Когда доставали керосин или использовали какой-либо жир, то жгли коптилки и редко лампу 7 линий.

Все взрослые мужчины и тетя Афанасия работали в основном на спичечной фабрике и вместо денежной зарплаты приносили с собой то, что было в фабричной лавке (склад) х/б материал, керосин, галоши, ботинки, урюк, селёдку и т.д. (существовал период военного коммунизма). В тот период и давали кое что из промышленных товаров и на деревню, собирались селяне и делили выделенное большей частью по жребию.

Моими друзьями в детстве были мой дядя Анатолий (на 1,5 года старше) и сын соседа Михаила Фёдоровича Алексей (Лёлька). В зимнее время ходили вместе в школу, катались на лыжах и коньках, а в летнее время помогали взрослым в с/хозяйстве. Пасли коров, удили рыбу, ходили за реку за диким луком, из которого бабушка стряпала пироги, а часть его продавала на базаре.

В период работы моего отца в Яранском УКОМе ВКП(б) мне пришлось вместе с семьей ездить по Яранскому уезду. Тоже была не сладкая жизнь. Жили на деревенских квартирах впроголодь, спали большей частью на полу. «И холодно, и голодно, нужда, нужда, нужда.» Мать часто за продукты работала у крестьян деревень и частенько стригла деревенским ребятам волосы под машинку, а те в свою очередь приносили кто яйцо, кто луковицу, а кто и картошки. Папа получал скудный паёк. Один раз помню, ему дали два пуда овса, ходили с ним на мельницу, смололи овёс. И из-за того чтобы подольше хватило хлеба, советовал матери не просевать овсяной помол.

Моя учёба в школе хромала на обе ноги, особенно по письму. После пожара дома дедушкиФёдора сгорело всё наше имущество. Стало ещё труднее, даже в школу приходилось ходить в лаптях и заплатанной одежонке. После пожара и раздела отец работал на спичечной фабрике и ста строить свой дом, где и мне пришлось принять участие. Ловили весной на реке Вятке брёвна, возили заготавливали мох, «бабки» каменные опоры. С помощью плотников срубили сруб и подняли его на мох.Отец мой вечерами и в выходные дни сделал двери, окна, рамы, стол, скамьи и другие необходимые вещи. И в 1926 году окончательно переехали в свой дом. Конечно, дом был небольшой, примерно 25 кв.м, но был уже постоянный свой угол.

В 1924 году вместе с моим другом детства- дядей Толей поступил в Котельническую профтехшколу, где осваивал профессию кузнеца общего профиля и одновременно повышал свой общеобразовательный уровень. После смерти отца в летние каникулы, 1927 года пришлось работать помощником машиниста на двигателе внутреннего сгорания в хлебопекарне и колбасной ГОРПО. Работая в Котельническом ГОРПО вступил в члены профсоюза. В 1925 году, находясь на учёбё в профтехшколе вступил в комсомол. После окончания школы несколько месяцев стоял на учёте биржи труда, но дождаться работы через биржу я не мог и решил ехать в г.Слободской Вятской губернии, где работал на спичечной фабрике «Якорь» мой дядя Наймушин Николай Александрович (муж тёти Афанасии), который устроил мне «протеже» на работу минуя биржу труда. Вначале  я работал чернорабочим, а затем учеником мастера коробкоклеятельных машин. Активно участвовал в общественно-политической жизни комсомола, был синеблузником и несколько раз ездил по заданию РК КСМ в район по организации комсомольских ячеек и культурно массовой работы среди молодёжи.

В марте месяце 1930 года Слободской РК КСМ решил послать меня ИЗБАЧЁМ в деревню. Хочу признаться, что в то время мне очень не хотелось ехать в деревню в Слободском районе и будучи в отпуске в г.Котельниче Окружной комитет КСМ при содействии секретаря Вани Лобастова, направил меня секретарём комсомольской ячейки сельскохозяйственной коммуны «Искра». На запрос Котельнического окружкома моего личного дела …. За то что я не поехал в Слободском р-не избачом РК объявил мне выговор с занесением в учётную карточку. При получении учетной карточки Котельнический ОК КСМ снял этот выговор.

В этот период я целиком включился в комсомольскую работу. В с/х коммуне организовали Красный уголок в доме Василия Васильевича, который половину своего пятистенного дома отдал для общественного пользования. Устроили сцену, скамейки и почти каждый вечер проходили разные культурно-массовые мероприятия. Надо сказать, что среди крестьян зима 1929-1930 годов проходила очень бурно. Был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Проходило одно собрание за другим с агитацией за коллективное хозяйство. Большая часть, которых не хотели расставаться со своей собственностью, но уже с осени 1929 года твёрдо определился костяк колхозного производства. Для организации с/х комунны был прислан рабочий член партии Попов, который приложил много усилий в организации. В авангард колхозного движения входило несколько десятков хозяйств. Зайцевы - Дарья Фёдоровна, Павел Фёдорович, Анна Алексеевна, Степан Алексеевич, Яков Дмитриевич, Иван Яковлевич, Павел Никитич, Василий Васильевич, Глушковы- Фёдор Степанович, Иван Степанович и др.. Всего примерно около 20 хозяйств.

            Единогласно по предложению товарища Попова назвали колхоз «Искра», считая, что из «Искры» возгорится пламя. Так оно и получилось. К настоящему времени колхоз «Искра» возглавляет герой социалистического труда Андрей Миронович Ронжин. Колхоз стал большой богатый, награждён орденом Октябрьской революции.

Вспоминаю проведение весенних работ колхоза «Искра» 1930 года. Выехали пахать замлю празднично. Все пахари были одеты, на головах красные кепки и все работали с огоньком. Я и Павел Фёдорович заранее готовили (ремонтировали) с/х инвентарь в кузнице(плуги, железные бороны,подковывли лошадей и др.). Провели всё организованно. Несмотря на много организационных неполадок и смену председателей хозяйства, которое в начале организации вступили в колхоз не покинули до конца своих дней. Правда большая часть молодёжи по разным причинам в разное время ушли на производство.

            Летом 1930 года Котельнический РК КСМ направил меня на профсоюзную работу, а в октябре месяце по комсомольской путёвке, на строительство Нижегородской электрической станции НИГРЭССТРОЙ в г. Балахна Нижегородского края, где я работал слесарем 5-го разряда по монтажу котлов. Одновременно я учился в Балахнинском вечернем энергорабфаке при НИГРЕСе. На строительстве активно участвовал в общественной работе. Был комсоргом монтажников котлов, числился ударником 1-ой пятилетки, неоднократно премирован, был председателем комсомольской производственно-бытовой комунны. Организована она была по инициативе комитета КСМ. Дали нам на 14 человек одну 3-х комнатную квартиру в благоустроенном доме. Две комнаты занимали ребята и одну девчата. Всю свою зарплату сдавали в общую кассу комунны.. Около 20 процентов давали на личные расходы, а остальные тратили на коллективное питание через столовую»ударников пятилетки», за квартиру, за стирку белья и др. общественные нужды. Большая часть ходила учиться на рабфак. Просуществовала эта комунна около года. Кое кто поженился, стали обзаводиться своим хозяйством, да и сама система не способствовала побольше получать зарплату. Позднее она превратилась в обыкновенное общежитие.

            В 1931 году бригаду слесарей по монтажу котлов разукрупнили и меня произвели бригадиром комсомольской бригады слесарей монтажников, где я и работал до ухода на дневное отделение рабфака (4-й курс был дневной). За время учёбы на дневном курсе рабфака получал стипендию и вечером подрабатывал  в рабочем клубе, будучи руководителем шахматно-шашечной секции.

            За время работы на строительстве в 1931 году я вступил в кандидаты и в члены ВКП(б). В мае 1932 года через Балахнинский РК ВКП(б) по спец набору ЦК ВКП(б) за три месяца до окончания рабфака был направлен в Ленинград, в военно-инженерную школу, которую и окончил в ноябре 1934 года. Весь наш набор состоял из членов ВКП(б).

            После окончания школы с одним «квадратиком» был направлен в г.Горький начальником станции Э-1 (электоролизованные препятствия). Позднее командиром полуроты электротехнической роты. Перед событиями на Хасане направлен электротехником в составе легкотанковой бригады на Дальний Восток ст. Завитая, а в 1940 году меня перевели в г. Хабаровск на должность командира технической роты, а затем помощником командира инженерного батальона.

            В начале Отечественной войны был назначен командиром отдельной гидротехнической роты, зам. Командира батальона. В декабре 1943 года начальником инженерно-технического снабжения инженерной бригады. После победы над Японией переброшен вместе с бригадой на остров Сахалин, где я был командиром инженерно-технического батальона. В декабре 1949 года был переброшен в г.Гродно комендантом оборонительного рубежа БВО, в 1951 году в г. Монино, затем в г. Луховицы и г. Энгельс, занимая должности старшего офицера МТС аэродромно-строительной бригады по металлам и метизам.

            Уволен из армии в 1957 году, отдав Вооруженным Силам СССР 25 лет, лучших лет своей жизни.

            Непосредственного участия в войне против фашистской Германии не принимал, т.к. в это время был на Дальнем Востоке, где было очень напряжённое положение, создаваемое империалистической Японией. Советское правительство было вынуждено дежать значительные силы Армии на Дальнем Востоке, чтобы сдерживать Японию и готовить кадры для пополнения войск Западного фронта.

            Наша инженерная бригада целиком была включена в строительство оборонительных сооружений и командных пунктов Дальневосточного фронта. Только после разгрома гитлеровской Германии был предпринят решительный штурм империалистической Японии, где и мне пришлось принять непосредственное участие в 47 инженерной бригады 3-го Дальневосточного фронта.

            После демобилизации из Советской Армии работал начальником Луховицкого строительного управления треста «Индустрой» а с осени 1960 года по 1970 год работал заместителем начальника ЖКО завода «Знамя Труда». Прекратил работу по состоянию здоровья по рекомендации врачей.

 

            За время службы в Советской Армии и на трудовом фронте был удостоен правительственными и другими наградами ……..

Орден «Ленина»

Орден «Боевого Красного Знамени»

Орден «Красной звезды»

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За победу над Японией»

Медаль « За доблесный труд во знаменование 100 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Медаль «20 лет победы в великой Отечественной войне 1941 –1945 г.»

Медаль « ХХХ лет Советской Армии  и Военно-морского Флота»

Медаль «50 лет Вооружённых сил СССР»

Медаль «60 лет Вооружённых сил СССР»

Знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне»

Дети и внуки Всеволода Васильевича и Тамары Георгиевны: дочь Галя Ульман (1936 г.р.) у неё две дочери, дочь Инна (1938 г.р.) у неё сын Геннадий, сын Владимир (1944 г.р.) с женой Ольгой (1945 г.р.), у них сын Роман и дочь Светлана. 

 

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно