← к разделу

У Победы женское имя!

03.10.2020 | 11:47
Рейтинг новости

 

Очередной материал, посвящённый  героям Великой Отечественной войны, жившим в г. Луховицы, доме №3/42 по улице Жуковского, рассказывает о бойце противовоздушной обороны Москвы, санинструкторе Анастасии Ивановне Орловой.

    Основным источником документов при подготовке материалов об участниках  Великой Отечественной войны для меня является портал Минобороны России «Память народа».  Привычно набрав в поисковике данные   героя – Васильева  Анастасия Ивановна,  я   получил информацию о десятках человек с такой же  фамилией, именем и отчеством. И пока я искал нужную информацию, мне пришлось  прикоснуться к фронтовым судьбам нескольких женщин-военнослужащих.  

 Смерть в боевой обстановке не редкость. Она косит всех без разбора, тем не менее, невозможно, даже спустя восемьдесят лет, смириться с гибелью молодых, порой даже юных женщин. Полной тёзке моей героини  –Анастасии Васильевой 1926 года рождения, старшей телефонистке, погибшей под Ленинградом  8 сентября 1943 года было всего 16-17 лет, а на фронт она попала в 1941, едва перешагнув 15-летний возраст! И это не единственная в скорбном списке погибших, умерших от ран, пропавших без вести санитарок, телефонисток, лётчиц… Именно в такие моменты вспоминаешь лаконичные строки А. Т. Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

 К счастью, большинству женщин, в основном добровольно влившихся в ряды Красной Армии довелось пережить военное лихолетье и со всей страной встретить День Победы.

  Прошла горнило Великой Отечественной и ефрейтор-санинструктор Васильева  Анастасия Ивановна.

  Передо мной заметка из  далёкого 1972 года, размещённая в многотиражке Луховицкого машиностроительного завода. В ней сжато рассказывается о жизненном пути А. И. Орловой, выйдя замуж, Анастасия Васильева взяла фамилию супруга –  лётчика Николая Ивановича Орлова.

  Несколько строк посвящёно детству Аси Васильевой, а оно было необычным и прошло в интернациональном детском доме в г. Иваново. В нём наравне с советскими детьми воспитывались и учились ребята из семей антифашистов из Испании, Италии, Германии, Болгарии, Австрии, Венгрии – стран, где 1920-1930 гг. к власти пришли диктаторские режимы.  

  За годы жизни в интердоме Ася подружилась с испанской девочкой по имени Мая (по-испански Амая). Когда без малого полвека назад  заводская газета рассказывала об А. И. Орловой, фамилию её подруги знал едва ли не каждый советский человек – Ибаррури, дочь Долорес, легендарной Пассионарии. Горько, что за последние десятилетия стиралась память об этом удивительном человеке – лидере испанских коммунистов, борце с фашизмом. Сын Долорес  Ибаррури – Рубен стал советским лётчиком и погиб в воздушном бою под Сталинградом. 

  Интердом не был каким-то элитным учебным заведением. Окончив его, следовало  получать дальнейшее среднее специальное или высшее образование.  Ася Васильева решил продолжить обучение в медицинском техникуме. Планы на будущее перечеркнула война, и как брат Амаи Ибаррури – Рубен, Анастасия Ивановна решила бороться с немецкими стервятниками, вступив 15 апреля 1942 г. В  1 полк аэростатного заграждения.    

 Первые недели после нападения Германии на Советский Союз продвижение противника вглубь нашей страны было стремительным. Это дало возможность немецким военно-воздушным силам, занявшим аэродромы  в Белоруссии, проводить бомбардировки тыловых советских объектов. Среди главных целей – Москва.

  Противовоздушная оборона столицы  возлагалась на 1 корпус ПВО, который  на 22 июля 1941 г. – ночь первого налёта люфтваффе на Москву –состоял из 11 полков истребителей (387 самолетов),  пяти зенитных артполков (567 орудий), одного зенитно-пулемётного полка (324 пулемёта), девяти радиолокационных станций, 580 постов ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), объединённых  в  два полка, а также пары полков аэростатного заграждения.

   Битву за московское небо силы советской ПВО выиграли.

  Интенсивность вражеских налётов снижалась, но боевое дежурство никто не отменял. В любое время над столицей  готовы были подняться около пятисот аэростатов.

  В мирной жизни Ася Васильева не встречалась с подобными воздушными аппаратами, пришлось  быстро учиться обращению с водородом, аэростатом, тросами и лебёдкой. Редко, но бывали случаи, когда  вражеский бомбардировщик врезался в металлический трос, которым аэростат  крепился к  подъёмному механизму, и наполненная смертельным грузом машина  устремлялась к земле. У расчёта были считанные секунды, чтобы  добежать  до укрытия и избежать гибели.

 Враг отброшен более чем за сто километров от столицы, а бойцы ПВО ежедневно приступают к боевому дежурству и их линия фронта находится над крышами Москвы!  Поэтому медаль «За боевые заслуги» №999709 стала вполне заслуженной наградой ефрейтора Васильевой.

  Работа с взрывоопасным водородом, сплетения множества канатов, попытки самолётов противника расстреливать аэростаты и разрывать тросы параванами – всё это приводило к ранениям личного состава. Вот когда  пригодилось  медицинское образование Анастасии Ивановны.

 Прибавляла забот погода. Штормовой ветер мог прибить аэростат к земле или привести к разрыву тросов и тогда неуправляемый наполненный водородом шар был способен нанести существенные повреждения нашим тыловым объектам. Случалось, что попытки спасти наземное оборудование и аэростаты заканчивались гибелью девушек-аэростатчиц.

   Ещё до войны Ася познакомилась с молодым человеком, грезившим авиацией – Николаем Орловым. Николай Иванович поступил  на службу в Красную Армию менее чем за две недели до нападения Германии на СССР - 10 июня 1941 г. Их любовь выдержала фронтовую разлуку. После Победы они поженились.       

  Супруга перевели в  1 Высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия, преобразованную 2 марта 1944 г. в 1 Рязанскую высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации дальнего действия. В ней он прослужил до 1958 года.

   Затем семья переехала в Луховицы и получила квартиру в «доме лётного состава» (ныне д. 3/42 по ул. Жуковского).

    Началась работа на машиностроительном заводе. Николай Иванович Орлов без малого сорок лет ( с 1961 по 1997 г.) был руководителем полётов. 

Анастасия Ивановна долгие годы заведовала гостиницей ЛМЗ, которая до строительства комплекса зданий ресторана, кулинарии и гостиницы на ул.Мира, располагалась в д. 8 по ул.Жуковского. Практически все командированные, прибывавшие в наш закрытый город, начинали знакомство с луховичанами с общения с А. И. Орловой.

  На глазах этих людей и их трудом рос наш город. Так неужели их имена не достойны быть увековеченными в граните мемориальной доски, установку которой на д.3/42 по ул.Жуковского  Луховицкая администрация считает нецелесообразной?!

 

 Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России

 

 

#нашеподмосковье #подмосковье #московскаяобласть#луховицы#луховинь#добродел #намневсеравно