← к разделу

Луховичане приняли участие в Х Православном фестивале в Рожнове, что под Зарайском (170 фото)

28.05.2019 | 21:54
Рейтинг новости

 Бесценным историко-культурным наследием обладает древняя Зарайская земля. Небольшой провинциальный городок и его окрестности в разное время оказывались  в центре исторических событий, имеющих всероссийское, а иногда и международное значение.

  Поэтому неудивительно, что здесь, в российской глубинке, уже десятый раз проходит фестиваль, вся идеология которого направлена на сохранение  и популяризацию отечественной истории. Значительное место в ней на протяжении тысячелетия занимает Православие.

 В этом году организаторы попытались отразить основные вехи истории России, в которых так или иначе принимали участие и наши земляки, поскольку основная часть территории Луховицкого района  относилась к обширному Зарайскому уезду.

 Русь изначальная

  Основополагающим событием в православной истории нашего государства является принятие христианства в конце Х века, после крещения князя Владимира и его дружинников в Херсонесе в 988 году. Этому событию предшествовал ряд удачных походов объединённых славяно-варяжских дружин на Византию. По устоявшемуся преданию, один  из военачальников –  Олег, получивший прозвище Вещий в знак победы над византийцами в 907 году, прибил на ворота Царьграда – Константинополя свой щит. Недолгие войны оканчивались мирным договором, в тексте которого подчёркивалось, что наши предки действовали «по закону русскому». Таким образом, принятие православия Древней Русью не было следствием завоевания или экономического порабощения со стороны Византии. Оно во многом стало добровольным волеизъявлением славян, хотя многие столетия русский народ в подсознании хранит память о дохристианских верованиях.

 Участники Каширского клуба исторической реконструкции воссоздали походный быт древних русичей. Он не сильно изменился с принятием новой религии. Это подтверждается репликами археологических находок, на которых христианские символы соседствуют с изображениями славянских богов.

 Однако благодаря Православию за пару столетий русская земля покрылась сотнями городов, а архитектурные памятники XI-XIII  поражают нас своими идеальными пропорциями, росписью и белокаменной резьбой по сей день.

 «Опять над полем Куликовым…»

  Очередная страница живой летописи Отечества была посвящена событиям Батыева нашествия 1237-1240 годов,  Куликовской битвы 1380 года и стоянию на р.Угре в 1480 году

 

 Зимой 1237-1238 гг. Рязанщина и Зарайская крепость подверглись катастрофическому разорению в ходе татаро-монгольского нашествия. Столица княжества Рязань вообще была стёрта с лица земли и возродиться городу  на месте  его основания было не суждено. Без малого 250 лет длилось золотоордынское иго. Его последствия в виде набегов крымских татар и угона в полон  для последующей перепродажи на невольничьих рынках Кафы (Феодосии) сотен тысяч русских продолжались до начала XVIII века. Долгий путь национального возрождения и осознания возможности противостоять захватчикам был поддержан Православной Церковью. Русь преодолевала последствия раздробленности и формировалась как единое государство с центром в Москве.

 Особое внимание организаторы фестиваля уделили совместной деятельности двух великих подвижников русской земли: воина и политического деятеля князя Московского Дмитрия Ивановича Донского и человека, обладавшего непререкаемым духовным авторитетом св.прп. Сергия Радонежского. Стараниями   преподобного канула в Лету многолетняя вражда двух великих княжеств  – Московского и Рязанского. 

 «А давно ль было,// Когда с Запада// Облегла тебя //Туча тёмная?»

   Как-то легко руководители Российской Федерации принимают точку зрения иностранных историков и политиков на прошлое нашей страны.

 Несколько лет назад президент присутствовал на мероприятиях, посвященных гибели нескольких сотен польских офицеров, помещиков, жандармов и тюремщиков на Смоленщине в 1940-41 гг. В Катынском лесу даже воздвигли мемориал погибшим – большущие католические кресты.

  Интересно, есть ли в Польше подобные объекты, посвященные тысячам русских, замученных ляхами в годы Смутного времени? Может быть, в Варшаве есть памятник уморенному голодом поляками патриарху Московскому Гермогену или пленённому русскому царю Василию Шуйскому? Возможно, кто-то видел монумент сотням стёртых с лица земли русских деревень, разграбленных монастырей и сожженной по приказу пана Гонсевского Москвы?

 На фестивале как раз был показан эпизод капитуляции польско-литовского гарнизона, засевшего в Московском Кремле. Здесь можно было увидеть всё разнообразие войск, характерное для XVII века: русские воеводы в надёжном зерцальном доспехе, «неприменные» войска Московского государства – стрельцы и пушкари в длиннополых кафтанах, западноевропейские наёмники, вооружённые пиками и мушкетами, кичливые польские паны, казаки, готовые переметнуться к тому, кто более удачлив в войне. Для этого эпизода была воссоздана часть стены Китай-города в Москве.

 Конечно, воссоздавая события Смутного времени на Зарайской земле, нельзя не вспомнить гражданский подвиг местного воеводы – князя Дмитрия Пожарского. Несмотря на бунт горожан, он не изменил присяге законному царю Василию Шуйскому. После того, как предатели-бояре сдали столицу интервентам,  Д. И. Пожарский и нижегородский мещанин К. Минин возглавили ополчение и  освободили Москву в октябре 1612 года.

 Гроза двенадцатого года

 Минуло два столетия после того как «последние люди» Московского государства (оставшиеся верными присяге, православной вере, а в Смутное время таких оставалось очень мало)  освободили Москву от польско-литовских захватчиков.

 Небольшая, слабосильная Московия превратилась в Российскую империю. В руках монарха была сосредоточена светская и духовная власть.

  XVIII век завершался громом побед русского оружия над Османской империей, Шведским королевством, Французской республикой, Речью Посполитой, последняя почти на полтора века исчезла с карты Европы.

  Такое усиление России не устраивало Запад. Для новоявленных завоевателей нашёлся и удачливый вождь – корсиканский эмигрант, присвоивший титул императора Франции, – Наполеон Бонапарт.

  Армия, созданная для вторжения в пределы нашего государства, по праву называлась Великой. Это войско вобрало в себя народы всего европейского континента – от Португалии на западе до бывших польских земель на востоке, от государств Южной Италии до Северо-Германских княжеств. Одним словом, нашествие двунадесяти языков.

 Казалось бы, Франция  – родина Просвещения, наполненная духом гуманизма и веротерпимости. Но реалии войны показали всю низость и варварство новых «властителей» мира. Что было ожидать от рядового состава наполеоновских полчищ, если маршалы позволяли себе создавать рабочие кабинеты в храмах, а элитные части гвардейской кавалерии устраивали кормушки лошадям около иконостасов? И это при  том, что рядом с культовыми сооружениями было достаточно гражданских построек. Как возмутились бы цивилизованные европейцы того времени, если бы казаки  сотнями расквартировывались в соборе Парижской Богоматери?

 Генеральное сражение между русским войском и армией Наполеона Бонапарта  произошло у с. Бородино  7 сентября (26 августа ст.ст.) 1812 года. Перед битвой православное воинство во главе с М. И.Кутузовым молилось иконе Смоленской Божией Матери.  Сила духа русского солдата, высокое воинское искусство российских полководцев позволило нашей армии сдержать натиск неприятеля.

 Не прошло и двух десятков лет после победного окончания Отечественной войны 1812 года, а  в разных местах России тали воздвигаться храмы в честь «Матушки Смоленской», как называли икону солдаты. В с. Карино Зарайского уезда в 1824 году так же была заложена церковь в честь этого чудотворного образа.

 Участники фестиваля восстановили эпизод первой Отечественной войны. Импровизированный лагерь русской армии начала XIX века дополнился двумя «луховицкими» пушками. На примере действий орудийного расчёта ребята разобрали стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Школьники  не только  узнали, о каких событиях рассказывается в  произведении, но  и смогли оценить литературно-историческое мастерство автора.

 «Хороша страна Болгария!.»

 В середине XIX века значительной частью российского общества завладела идея панславизма, мало сочетавшаяся с освоением Средней Азии и Дальнего Востока. В 1870-е годы усилилось национально-освободительное движение на Балканском полуострове, народы которого сотни лет боролись с османским владычеством. Российская империя всегда старалась помочь единоверцам, населяющим этот беспокойный регион. Более того, после поражения в Крымской войне 1853-1855 гг. нашему государству было необходимо  обезопасить свои причерноморские владения. Готовилась к конфликту и турецкая армия, прошедшая  к тому времени переоснащение под руководством западных советников, а будущий театр военных действий был хорошо знаком османам.

  Несмотря на предстоящие трудности, в начале весны 1877 года Россия объявила войну Турции. В этом освободительном походе особо отличился Зарайский пехотный полк.

 Перед зрителями в Рожнове был разыгран один из эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.  – переправа русских войск через Дунай.

Турецкая батарея огнём перекрывала русло реки, делая любое передвижение смертельно опасным. Но Дунай полноводен и это позволило нашему командованию использовать довольно крупные суда с артиллерийским вооружением. Под прикрытием корабельных пушек лодки с русским десантом быстро скользят по водной глади. Турецкая батарея подавлена, но вражеские пехотинцы продолжают отстреливаться из винтовок. Бой переходит в рукопашный. Короткая схватка… и русские берут верх!

   Увы! Царское правительство крайне неумело использовало результаты победы. В Болгарии воцарилась немецкая династия. На рубеже XIX-XX веков Балканы вновь стали ареной сражений, но теперь дрались между собой православные славяне. Болгария в союзе с Турцией воевала против сербов, румын, черногорцев. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину.

 В конечном итоге всё это приведет к Первой мировой войне.

 

Это далеко не все площадки, на которых воссоздавались страницы истории России.

 Удивительно, как Зарайское благочиние, органы местного самоуправления и образовательные организации на протяжении десятилетия организуют фестиваль!  У них есть чему учиться!

 Чем так важны подобные мероприятия

   В два последних десятилетия идёт убийственная для знания и понимания русской истории политика. Во многих некогда педагогических институтах, университетах и академиях (за названиями и переименованиями не уследишь) не стало исторических факультетов. Основная цель школьного образования,  или как это пытаются называть – образовательных услуг – подготовка к ЕГЭ. Под этим вроде бы безобидным поводом уничтожается желание подростков изучать историю Родины и  зарубежных стран.

 Впрочем, в обозримом будущем необходимость в знании отечественной истории и культуры может исчезнуть сама собой в результате замещения коренных народов России иными национальными и религиозными сообществами.  

 Александр ВЕРЕТЕННИКОВ, член Союза журналистов России

 Фото Александра Калинина


 

#луховицы#луховинь#луховицкийрайон#луховицкийгородскойокруг#добродел