Железнодорожной станции Луховицы – 100 лет!
Здание станции Луховицы было построено при прокладке Московско-Рязанской железной дороги в семидесятых годах прошлого столетия. Дорога была построена за четыре года и закончена в 1876 году. Она стала единственной в России, которая имела левостороннее движение. Поэтому все технические средства выполнены для подобного движения.
Место для станции было выбрано с учетом разработки природных запасов торфа и песка и прокладки ветки на Зарайск. В железнодорожном транспорте были сильно заинтересованы купцы соседнего уездного Зарайска, который магистральная железная дорога обошла стороной[. От неё -то в 1870 году и провели до Зарайска 20-километровую ветку. Забегая вперед, скажем, что пассажирского движения туда нет с 1969 года. До Зарайска ходят только грузовые поезда
Речку Черную перегородили плотиной со стоком. На левом берегу поставили насосную станцию, которая подавала воду на водонапорную башню для заправки водой паровозов. Рядом с башней сложили кубовую, где пассажиры могли пользоваться кипятком и холодной водой.
По слухам, участок земли под станционные постройки для железнодорожной компании выделила община луховицких крестьян в обмен на обязательство построить в селе Старые Луховицы начальную школу. Семилетнюю школу в селе построил позже лесопромышленник Левин.
В начале века на месте деревянного здания был сложен кирпичный вокзал. Рассказывают, что в год 300-летия дома Романовых император Николай II останавливался на станции Луховицы (по данным краеведов В.И. Романова и В.Н. Евстратова - 1913 год) где его встречали жители окрестных сел. Здесь отслужили молебен, раздавали царские подарки. Польщенный такой теплой встречей, император распорядился построить красивый кирпичный вокзал, что и было сделано. Он и по сей день является одним из лучших архитектурных сооружений на Московско-Рязанской железной дороге.
В здании вокзала располагались зал ожидания, билетные кассы, буфет первого и второго класса, парикмахерская. В буфете первого класса можно было заказать первые блюда, жаркое, спиртное, а во втором классе - бутерброды, чай, кофе, лимонады.
Владельцем буфетов долгое время был Егор Захарович Кулешов. Вокзал был оборудован новейшей на то время техникой — диспетчерской для приема и отправки поездов, телеграфом.
Станция Луховицы имела два главных и три вспомогательных пути, круг для поворота паровозов (впоследствии он сгорел при пожаре нефтяного состава), багажное отделение, здание холодильника, ледника. В зимнее время лед вырубался или выпиливался на речке Черной и доставлялся на санях в помещение. Здесь хранились продукты - молочные и мясные, предназначенные для отправки в столицу.
Станция освещалась лампами (керосино-карбидным), которые укреплялись на платформе на столбах и вышках. Движением составов вплоть до войны управляли семафором, которые в темное время суток (и переводные стрелки в том числе) были оборудованы фонарями.
Позже на территории, отчужденной к железной дороге, были построены казармы для рабочих-железнодорожников, железнодорожный клуб.
До революции на станции Луховицы грузили до 360 тысяч пудов грузов, в том числе большое количество торфа, добываемого в окрестностях торфяными заводами Герценберга и Струве. Торгово-промышленный оборот достигал 41300 рублей, из которых на долю торговли выходило 25500 рублей (торговля в основном трактирная), а на долю промышленности - 15800 рублей. Промышленность села Луховицы была представлена сенопрессованием.
Один из сенопрессовальных заводов находился непосредственно при станции (там сейчас расположена улица Лесная). Сенопрессовальные прессы обслуживали паровые машины. Благодаря железной дороге в 20-ых годах начал активно застраиваться пристанционный поселок. О первых его улицах и жителях мы расскажем в наших следующих материалах.
После исторического экскурса пора окунуться в наше суровое настоящее. В преддверии 100 –летия строительства Луховицкого, одного из красивейших вокзалов на Московско-Рязансккой железнодорожной ветки, депутат городского Совета депутатов Елена Александровна Платонова, хотела бы обратить внимание как луховичан, так и руководство РЖД на проблемы вокзала и прилегающей к нему территории. Речь не идет о восстановлении некогда утраченных реликвий и убранства вокзала, его исторической ценности. Наверное в городе и районе трудно найти луховичанина, который не пользуется услугами железной дороги.
Уже несколько лет как на самом вокзале, в зале ожидания, так и перед его входом отсутствуют часы (они почему-то висят с задней стороны). После одного из ремонтов вокзала, когда красились стены, пропала красивейшая картина «Луховицкий лес», подаренная вокзалу художником и почетным гражданином города Луховицы Владимиром Ерошем. По его словам- картина была потеряна и ее до сих пор не могут найти. Начиная с 2010 года, после лесных пожаров у вокзала стоят засохшие сосны. Мало того, что они имеют неэстетический вид, в любой момент они могут упасть на головы луховичан. Подобное этим летом уже происходило, когда с другой стороны вокзала упала ива. К счастью, никто не пострадал. Упавший ствол спилили, но само прогнившее дерево, почему-то, оставили.
Депутата городского Совета депутатов Елену Александровну Платонову также беспокоит и проект строительства второго по счету здания супермаркета уже по правую сторону от вокзала. Выдержит ли 100-летнее кирпичное здание вокзала такую нагрузку. Не поплывет ли фундамент, не будет ли нарушена архитектурная ценность исторической постройки. Этот вопрос остается открытым.
В исторический экскурс по истории ж.д. вокзала г. Луховицы вводил Геннадий Гахов, фото автора.
В статье были использованы материалы энциклопедии Луховицы-родной уголок России» из рубрики «От А до Я о родном крае», авторы-составители В.И. Романов и В.Н. Евстратов.