← к разделу

Железнодорожной станции Луховицы – 100 лет!

08.11.2013 | 10:47
Рейтинг новости

Здание станции Луховицы было построено при прокладке Московско-Рязанской железной дороги в семидесятых годах прошлого столетия. Дорога была построена за четыре года и закончена в 1876 году. Она стала единственной в России, которая имела левостороннее движение. Поэтому все технические средства выпол­нены для подобного движения.

Место для станции было выбрано с учетом разработки природных за­пасов торфа и песка и прокладки ветки на Зарайск. В железнодорожном транспорте были сильно заинтересованы купцы соседнего уездного Зарайска, который магистральная железная дорога обошла стороной[. От неё -то в 1870 году и провели до Зарайска 20-километровую ветку. Забегая вперед, скажем, что пассажирского движения  туда нет с 1969 года. До Зарайска ходят только грузовые поезда

Речку Черную перегородили плотиной со стоком. На левом берегу по­ставили насосную станцию, которая подавала воду на водонапорную башню для заправки водой паровозов. Рядом с башней сложили кубовую, где пассажиры могли пользоваться кипятком и холодной  водой.

По слухам, участок земли под станционные постройки для железнодо­рожной компании выделила община луховицких крестьян в обмен на обя­зательство построить в селе Старые Луховицы начальную школу. Семилет­нюю школу в селе построил позже лесопромышленник Левин.

В начале века на месте деревянного здания  был сложен кирпичный вокзал. Рассказывают, что в год 300-летия дома Романовых император Николай II останавливался на станции Луховицы (по данным краеведов В.И. Романова и В.Н. Евстратова - 1913 год) где его встречали жители окрестных сел. Здесь отслужили молебен, раздавали царские подарки. Польщенный такой теплой встречей, император распорядился построить красивый кирпичный вокзал, что и было сделано. Он и по сей день явля­ется одним из лучших архитектурных сооружений на Московско-Рязанской железной дороге.

 

В здании вокзала располагались зал ожидания, билетные кассы, буфет первого и второго класса, парикмахерская. В буфете первого класса можно было заказать первые блюда, жаркое, спиртное, а во втором классе - бу­терброды, чай, кофе, лимонады.

Владельцем буфетов долгое время был Егор Захарович Кулешов. Вокзал был оборудован новейшей на то время техникойдиспетчерской для приема и от­правки поездов, телеграфом.

Станция  Луховицы имела два главных и три вспомогательных пути, круг для по­ворота паровозов (впоследствии он сгорел при пожаре нефтяного состава), багажное отде­ление, здание холодильника, ледника. В зимнее время лед вырубался или выпиливался на речке Черной и доставлялся на санях в помещение. Здесь хранились продукты - молочные и мясные, предназначенные для отправ­ки в столицу.

Станция освещалась лампами (керосино-карбидным), которые укреп­лялись на платформе на столбах и вышках. Движением составов вплоть до войны управляли семафором, которые в темное время суток (и переводные стрелки в том числе) были оборудованы фонарями.

Позже на территории, отчужденной к железной дороге, были построе­ны казармы для рабочих-железнодорожников, железнодорожный клуб.

До революции на станции Луховицы грузили до 360 тысяч пудов гру­зов, в том числе большое количество торфа, добываемого в окрестностях торфяными заводами Герценберга и Струве. Торгово-промышленный обо­рот достигал 41300 рублей, из которых на долю торговли выходило 25500 рублей (торговля в основном трактирная), а на долю промышленности - 15800 рублей. Промышленность села Луховицы была представлена сенопрессованием.

Один из сенопрессовальных заводов находился непосредственно при станции (там сейчас расположена улица Лесная). Сенопрессовальные прессы обслуживали паровые машины. Благодаря железной дороге в 20-ых годах начал активно застраиваться пристанционный поселок. О первых его улицах и жителях мы расскажем в наших следующих материалах.

После исторического экскурса пора окунуться в наше суровое настоящее. В преддверии 100 –летия строительства Луховицкого, одного из красивейших вокзалов на Московско-Рязансккой железнодорожной ветки, депутат городского Совета депутатов Елена Александровна Платонова, хотела бы обратить внимание как луховичан, так и руководство РЖД на проблемы вокзала и прилегающей к нему территории. Речь не идет о восстановлении некогда утраченных реликвий и убранства вокзала, его исторической ценности. Наверное в городе и районе трудно найти луховичанина, который не пользуется услугами железной дороги.

Уже несколько лет как на самом вокзале, в зале ожидания, так и перед его входом отсутствуют часы (они почему-то висят с задней стороны).  После одного из ремонтов вокзала, когда красились стены, пропала красивейшая картина «Луховицкий лес», подаренная вокзалу художником и почетным гражданином города Луховицы Владимиром Ерошем. По его словам- картина была потеряна и ее до сих пор не могут найти. Начиная с 2010 года, после лесных пожаров у вокзала стоят засохшие сосны. Мало того, что они имеют неэстетический вид, в любой момент они могут упасть на головы луховичанПодобное этим летом уже происходило, когда с другой стороны вокзала упала ива. К счастью, никто не пострадал. Упавший ствол спилили, но само прогнившее дерево, почему-то, оставили.

Депутата городского Совета депутатов Елену Александровну Платонову также беспокоит и проект строительства второго по счету здания супермаркета уже по правую сторону от вокзала. Выдержит ли 100-летнее кирпичное здание вокзала такую нагрузку. Не поплывет ли фундамент, не будет ли нарушена архитектурная ценность исторической постройки. Этот вопрос остается открытым.

В исторический экскурс по истории ж.д. вокзала г. Луховицы вводил Геннадий Гахов, фото автора.

В статье были использованы материалы энциклопедии Луховицы-родной уголок России» из рубрики «От А до Я о родном крае», авторы-составители В.И. Романов и В.Н. Евстратов.