← к разделу

Есть только «МиГ». Он будет жить

12.02.2020 | 21:22
Рейтинг новости

 

Создание дивизиона военной авиации позволит сохранить в РФ уникальную конструкторскую школу

В России появится дивизион военной авиации, в который войдут два крупнейших производителя боевых самолётов — ПАО «Компания «Сухой» и АО «РСК «МиГ». Структура будет создана в рамках Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). В организации считают, что консолидация двух предприятий «позволит более эффективно выполнять существующие программы и развивать перспективные проекты».

Руководить процессом формирования дивизиона будет Илья Тарасенко, начинавший свой профессиональный путь в «Сухом». С сентября 2016 года он возглавляет РСК «МиГ», а 7 февраля этого года был назначен ещё и гендиректором «Сухого». Помимо этого, с 2018 года топ-менеджер занимает пост заместителя главы ОАК по военно-техническому сотрудничеству.

Учитывая, что новость об уходе Тарасенко из «МиГа» не появлялась, можно сделать вывод, что он будет совмещать все три должности, как бы символизируя компромисс и баланс интересов «Сухого», «МиГа» и ОАК.

Слухи об объединении конкурирующих между собой «Сухого» и «МиГа» появились ещё несколько лет назад. Однако из многочисленных утечек в СМИ и официальных заявлений было непонятно, в каком формате будет происходить консолидация. Например, были широко распространены предположения о том, что «Сухой» попросту поглотит «МиГ»

Выдвижение Тарасенко свидетельствует о том, что «МиГ» не станет жертвой более сильного «Сухого». Это означает, что предприятие сохранит кадры, оригинальные конструкторские компетенции и производственные площадки.

Скорее всего, формат дивизиона военной авиации будет во многом аналогичен холдинговой структуре, которая распространена в  российской оборонной промышленности. Консолидация «Сухого» и «Мига», вероятно, будет в целом созвучна объединению Московского вертолётного завода (МВЗ) им. Миля и АО «Камов» в рамках холдинга «Вертолёты России».

Две конкурирующие компании и традиционно разные конструкторские школы вполне нормально уживаются в «Вертолётах России». Конечно, нельзя говорить, что соперничество между «милевцами» и «камовцами» исчезло. Например, из недавнего интервью генерального конструктора АО «Камов» Сергея Михеева следует, что он явно недоволен тем, что проект скоростного вертолёта реализуют специалисты МВЗ. С его точки зрения «камовцы» могли бы успешнее справиться с этой задачей.

Тем не менее, у МВЗ и «Камова» нет прежней ожесточённой делёжки за госконтракты и рынок. Руководство холдинга вполне адекватно распределяет ресурсы между предприятиями, регулирует отношения с заказчиками винтокрылых машин и взяло под контроль их экспорт.

Деятельность «Вертолётов России» (обеспечение которых обходится недёшево) не привела к каким-то существенным положительным изменениям в отрасли, но и серьёзных негативных оценок менеджмент холдинга не заслужил. Велика вероятность, что примерно аналогичным образом будут обстоять дела с дивизионом военной авиации

От работы новой структуры ОАК не стоит ожидать чудес. Её главный смысл заключается в спасении РСК «МиГ», которая после распада СССР переживает один кризис за другим. Главной виной этой турбулентности стал пересмотр концепции применения оперативно-тактической авиации.

После холодной войны ведущие державы сделали ставку на многофункциональные самолёты, совмещающие функции истребителя и бомбардировщика. Такие машины должны обладать достаточно большой боевой нагрузкой и значительным радиусом боевого применения. Кроме того, содержание парка многофункциональных самолётов обходится дешевле, чем материальное обеспечение пёстрых в техническом отношении ВВС.

Ближе всего к этой концепции оказался «Сухой», традиционно специализировавшийся на выпуске тяжёлых истребителей. Абсолютным хитом отечественной авиации стал Су-27. На основе этой чрезвычайно удачной машины были созданы Су-30 и Су-35, пользующиеся большим спросом, как в России, так и за рубежом.

Обновление оперативно-тактической авиации РФ с начала 2000-х годов происходит практически целиком за счёт поставок «сушек». РСК «МиГ» получал в основном контракты на ремонт и модернизацию строевых самолётов. Более-менее стабильно продукция компании продавалась за рубеж. В разные годы достаточно крупные партии лёгких истребителей МиГ-29 приобрели Индия, Египет, Алжир и ряд других государств. Но в целом по объёму экспорта РСК «МиГ» в разы уступает «Сухому»

Флагманским продуктом компании является МиГ-29,, созданный в начале 1980-х годов для истребления западных самолётов вблизи фронтовой полосы. Конструкторы намеренно пожертвовали боевым радиусом и грузоподъёмностью ради потрясающей манёвренности. Появление МиГ-29 стало крайне неприятным сюрпризом для США, что, например, нашло отражение в фильме Top Gun (В нём фигурирует советский МиГ-28, названный так из соображений политкорректности. Речь, конечно же, шла о МиГ-29).

Однако с окончанием острого геополитического противостояния между СССР и США концепция МиГ-29 потеряла свою актуальность. Специалисты РСК «МиГ» не теряли надежды и пытались в процессе модернизации лишить машину врождённых недостатков. Венцом их усилий стал представленный публике в 2017 году МиГ-35, который был заявлен как многофункциональный самолёт поколения 4++.

Илья Тарасенко сообщил журналистам, что новая машина должна заменить весь парк МиГ-29 ВКС России и может быть поставлена на экспорт в страны, которые эксплуатируют 29-ки. Но в реальности перспективы сбыта МиГ-35 представляются весьма туманными.

МиГ-35 действительно значительно превосходит по боевым и лётным возможностям МиГ-29, но конкуренцию с самолётами «Сухого» он всё равно не выдерживает. Это видно по тому, насколько вяло Минобороны покупает МиГ-35. Спустя 2,5 года после презентации военное ведомство заключило лишь один контракт на поставку шести машин. По информации «Коммерсанта», до 2025 года Минобороны может приобрести в общей сложности только 24 машины

При этом «сушки» ежегодно закупаются партиями в десятки единиц, а в предыдущие тучные годы авиационные части РФ получали сотни новых самолётов «Сухого». Только Су-35 было закуплено более 100 единиц. Политику Минобороны можно понять: «сушки» по ключевым показателям боевой эффективности заметно превосходят МиГ-35.

Будущие контракты на эти самолёты могут быть продиктованы лишь соображениями финансовой помощи РСК «МиГ», производственные линии и конструкторская мысль которой могут остановиться из-за кризиса.

Компания страдает от отсутствия заказов на новые машины. Дошло до того, что на заводе в подмосковных Луховицах будут собираться транспортные самолёты Ил-114-300. Очевидно, что создание дивизиона военной авиации призвано прежде всего не допустить сокращения рабочих мест в РСК «МиГ» и не дать исчезнуть предприятию с 80-летней историей.

И всё-таки, несмотря на многочисленные проблемы, РСК «МиГ» по-прежнему обладает рядом уникальных компетенций. В частности, его детищами являются истребители-перехватчики МиГ-31 (часть из них стали носителями гиперзвуковых ракет «Кинжал») и корабельная версия МиГ-29К/КУБ, которая превосходит по эффективности более тяжёлый Су-33

В целом РСК «МиГ» проиграл историческую конкуренцию «Сухому», однако констатация  данного факта не означает, что предприятие потеряло свою важность для обеспечения обороноспособности России. Например, сейчас компания создаёт перехватчик нового поколения МиГ-41, без которого наша страна не сможет эффективно защищать свои рубежи. 

Источник: https://rusplt.ru/policy/est-tolko-mig-37493.html

 

 

 

#луховицы#луховинь#луховицкийрайон#луховицкийгородскойокруг#добродел