← к разделу

Воскресение через трагедию

04.06.2018 | 16:36
Рейтинг новости

 

Столетие трагических событий Гражданской войны 1918-1922 годов вспомнили на IX Православном фестивале в д. Рожново Зарайского района.

В марте 1917 года пала многовековая российская монархия. Мало кто в те революционные дни осознавал катастрофические последствия для народа и государства, которые последуют после отречения  Николая II. Этого не понимали ни будущие лидеры белогвардейцев генерал М. В. Алексеев, настаивавший на отречении государя от трона, ни Л. Г. Корнилов, объявивший от имени  Временного правительства императрице Александре Фёдоровне об аресте  царской семьи. Наверно, далеки от мысли о предательстве и потаканию смуте были и члены Святейшего Синода, признавшие новую власть и вынесшие императорский трон как символ монархизма  из зала заседаний.

К сожалению эти, как  и многие другие деятели революционной эпохи, оказались послушными пешками в руках иностранных  игроков. Ни нашим союзникам в Первой мировой войне – Англии и Франции, а тем более противникам – Германии, Австро-Венгрии и Турции не нужна была сильная, единая и неделимая Россия.

Неспокойно было в области Войска Донского. Казачество многие десятилетия верой и правдой служило царю и Отечеству, однако и оно не устояло против гибельной войсковой демократии. Со времён Петра Великого казаки не избирали себе войскового атамана, но старые устои были разрушены, губернии, области, края захотели жить самостоятельно, иметь своё управление, что стало толчком для распада огромной Российской империи.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции сепаратизм на окраинах, да и в центральных районах бывшей Российской империи, усилился. Значительному количеству казачества  трудно было смириться с политикой нового правительства – Совета Народных Комиссаров, многие члены которого скрывали свои настоящие фамилии под партийными псевдонимами. На первых порах во вновь образованной Российской Советской Федеративной Социалистической Республике была отдельно выделена Донская Советская республика.  Правда, всегда оставалась опасность, что земли, где веками проживало  коренное русское население, могут быть переделены между национальными республиками, как это, например, стало с Вятской губернией. 

Казаки землю свою отдавать не хотели никому. Поэтому на территории Войска Донского нашлось немало тех, кто с сочувствием относился к контрреволюционному белому движению. С другой стороны, часть населения поддержала власть Советов, многие примкнули к большевикам.

Этому трагическому моменту в жизни России был посвящён  фестиваль в д. Рожново.

В этом году устроители возвели пару добротных, крытых соломой,  побеленных хат, смотровую вышку, участок был огорожен плетнем. Казачья молодёжь под контролем стариков занимается боевой выездкой. Казачки суетятся по хозяйству.  Как и более ста лет назад, мирная жизнь станичников оборвалась с началом Первой мировой войны 1914-1918 годов. Получив благословение священника,  казаки  шли сражаться за веру, царя и Отечество! Затем, без видимых причин, былой уклад начинает рушиться. В станицы возвращаются фронтовики. Столичные события мало влияют на жизненный уклад пахарей.  Следствием голода в городах центральной России явилось появление комиссаров с целью изъятия излишков продовольствия.  Доходит до первых вооружённых столкновений. Поди догадайся, кто первый выстрелил, где впервые пролилась русская кровь... Ещё сильнее пламя Гражданской войны разгоралось благодаря иностранной интервенции, белогвардейцам шла вооружённая помощь из многих стран: от огромной Британской империи, Франции, США до маленькой Греции или Румынии. Использовали в борьбе с врагами советской власти национальные части и большевики. В станице появляется отряд красноармейцев и агитатор. Некоторые казаки,  хлебнув горя в военное лихолетье, отказываются сотрудничать с советской властью. Однако значительная часть станичников, развернув красное знамя, уходит сражаться против контрреволюции. Судьба жестока. Как это часто бывало, дороги Гражданской войны вновь приводят сражавшихся в Красной Армии казаков в родной хутор. Но теперь они уже в роли пленных. Вершится скорый суд. Среди односельчан не находится человека, способного руководить расстрелом. Это незавидное дело берёт на себя белогвардейский офицер. Короткая команда. Залп (у многих зрителей на глазах слёзы)….  И вдруг отряд красноармейцев врывается в станицу. Тут не разбирают ни правых, ни виноватых. Массовое побоище. Как некая надежда на покаяние, примирение и воскресение звучит молитва об упокоении всех погибших в годы братоубийственной смуты XX века.

 События Гражданской войны всегда по-разному оценивались  обществом. Основная масса участников фестиваля родилась и получила образование в Советском Союзе, где историческая роль противоборствующих сторон воспринималась однозначно: красные – наши,  белые – бесспорные враги. Потом взгляды диаметрально переменились. Возможно,  вековой рубеж – это очень маленький промежуток, чтобы оценить события межнационального и межклассового конфликта в России в 1918-1922 годах и это вопрос для будущих историков. 

  Очень важно, что на данном мероприятии присутствовало много представителей подрастающего поколения. Можно сказать с уверенностью, что те, кто был зрителем, а тем более ребята, которым посчастливилось поучаствовать  в представлении и военно-исторической реконструкции, хорошо заучили исторический урок с тем, чтобы никогда более на русской земле не повторилась трагедия братоубийственной Гражданской войны.

 

Александр Веретенников, член Союза журналистов России

Фото: Александра Калинина (специально для портала "Луховинь")

 

#луховицы#луховинь#луховицкийрайон#луховицкийгородскойокруг